9.1.1. Установлены два вида
опробования тормозов — полное и
сокращенное. Кроме того, для грузовых
поездов установлена проверка автотормозов
на станциях и перегонах.
При полном опробовании тормозов
проверяют техническое состояние
тормозного оборудования, плотность и
целостность тормозной сети, действие
тормозов у всех вагонов, подсчитывают
нажатие тормозных колодок в поезде и
количество ручных тормозов.
При сокращенном опробовании
проверяют состояние тормозной магистрали
по действию тормозов двух хвостовых
вагонов.
Если сокращенное опробование
выполняется после произведенного от
стационарной компрессорной установки
полного опробования, то машинист и
осмотрщик вагонов должны проверить
плотность тормозной сети поезда от
локомотива.
В грузовых поездах плотность
тормозной сети машинист обязан проверить
также при смене локомотивных бригад.
При проверке автотормозов грузового
поезда определяется величина возможного
изменения плотности тормозной сети и
действие тормозов вагонов головной части
поезда.
9.1.2. Полное
опробование тормозов производится от
стационарной компрессорной установки или
локомотива, сокращенное — только от
локомотива.
9.1.3. При
опробовании автотормозов в поезде
управление тормозами с локомотива
осуществляет машинист, а от стационарной
компрессорной установки — осмотрщик
вагонов или оператор. Действие тормозов в
составе и правильность их включения
проверяют осмотрщики вагонов. Полное
опробование тормозов от стационарной
компрессорной установки производится в
соответствии с типовым технологическим
процессом, утвержденным Департаментом
вагонного хозяйства.
9.1.4. После
полного опробования тормозов в поезде, а
также после сокращенного, если
предварительно на станции было произведено
полное опробование тормозов от
стационарной компрессорной установки или
локомотива, осмотрщик вагонов вручает
машинисту ведущего локомотива справку
формы ВУ-45 об обеспеченности поезда
тормозами и исправном их действии (приложение
3).
Справка формы ВУ-45 составляется под
копирку в двух экземплярах. Подлинник
справки передается машинисту локомотива, а
копия сохраняется в книжке этих справок в
течение семи суток у должностного лица,
производившего опробование тормозов.
Справку формы ВУ-45 машинист должен
хранить до конца поездки и по прибытии в
депо сдать вместе со скоростемерной лентой.
Если производится смена
локомотивных бригад без отцепки локомотива,
то сменяющийся машинист обязан передать
имеющуюся у него справку о тормозах
принявшему локомотив машинисту. Последний
на скоростемерной ленте, которую снимает
сменяющийся машинист, делает пометку "Справку
формы ВУ-45 на поезд №... получил от машиниста
(фамилия, имя, отчество сдавшего машиниста),
подпись получившего машиниста (фамилия, имя,
отчество), наименование депо".
9.1.5. Плотность
тормозной сети от локомотива проверять
должны машинист и осмотрщик вагонов при
полном опробовании автотормозов и
сокращенном опробовании, если оно
выполняется после полного опробования от
стационарной компрессорной установки. При
сокращенном опробовании автотормозов в
других случаях присутствие осмотрщика
вагонов при проверке плотности не
требуется.
При составлении и выдаче машинисту
справки формы ВУ-45 результат проверки
плотности тормозной сети поезда от
локомотива записывает работник вагонного
хозяйства, производивший опробование
автотормозов; в остальных случаях
результат проверки плотности тормозной
сети после опробования тормозов записывает
в справку ВУ-45 машинист.
9.1.6. На
промежуточных станциях и разъездах, где нет
штатных осмотрщиков вагонов, полное
опробование автотормозов в поездах
производят осмотрщики, направленные с
ближайших ПТО, или специально выделенные
приказом начальника дороги работники,
обученные выполнению операций по
опробованию тормозов после сдачи ими
испытания по знанию ПТЭ, Инструкции по
сигнализации и настоящей Инструкции.
На станциях, где не предусмотрены
осмотрщики вагонов, к проверке действия
автотормозов хвостовых вагонов при
сокращенном опробовании в пассажирских
поездах привлекаются проводники вагонов, а
в грузовых — работники, обученные
выполнению операций по опробованию
автотормозов (перечень должностей устанавливает
начальник дороги).
В пассажирских поездах к
опробованию тормозов на перегонах
привлекаются начальник (механик-бригадир)
поезда и проводники вагона, а в грузовых
поездах на перегонах опробование тормозов
производит локомотивная бригада.
При обслуживании локомотивов
пассажирских поездов одним машинистом к
сокращенному опробованию тормозов на
станциях, где не предусмотрены осмотрщики
вагонов, и на перегонах привлекаются
начальник (механик-бригадир) пассажирского
поезда и проводник (головного, хвостового)
вагона по указанию машиниста,
передаваемому по радиосвязи.
9.1.7. При
прицепке на станции, имеющей пункт
технического обслуживания, к одиночно
следующему локомотиву группы вагонов
независимо от их количества осмотр
прицепляемых вагонов и полное опробование
автотормозов производят осмотрщики
вагонов в полном соответствии с
требованиями ПТЭ и настоящей Инструкции.
На станциях, где нет пунктов
подготовки вагонов к перевозкам или
пунктов технического обслуживания, каждый
вагон перед постановкой в поезд должен быть
осмотрен и подготовлен для следования до
ближайшей станции, имеющей пункт
технического обслуживания.
Порядок предъявления поездов к
техническому обслуживанию и оформлению об
их готовности, а также порядок осмотра и
ремонта вагонов перед постановкой в поезд
на станциях, где нет пунктов подготовки
вагонов к перевозкам или пунктов
технического обслуживания, устанавливает
начальник дороги. На таких станциях при
прицепке к одиночно следующему локомотиву
не более пяти вагонов осмотр и полное
опробование автотормозов производятся без
вручения машинисту локомотива справки
формы ВУ-45, а данные о весе поезда, тормозном
нажатии с учетом веса и тормозных средств
локомотива, дате, времени полного
опробования тормозов, плотности тормозной
сети машинист локомотива записывает в
журнал формы ТУ-152, хранящийся на локомотиве,
и расписывается вместе с помощником. При
этом исправные автотормоза должны быть
включены на соответствующий режим
торможения, за исключением случаев,
предусмотренных для перевозки специальных
грузов. Последние два вагона в поезде
должны быть с включенными и исправно
действующими автотормозами. Максимальная
скорость движения поезда определяется по
фактическому наличию тормозного нажатия с
учетом веса и тормозных средств локомотива.
По прибытии в депо машинист должен копию
записи в журнале формы ТУ-152 сдать вместе со
скоростемерной лентой.
Поезд следует без справки формы ВУ-45
до первой станции с пунктом технического
обслуживания, где должно быть выполнено
полное опробование автотормозов и
машинисту выдана справка формы ВУ-45.
9.1.8. Опробование
тормозов перед отправлением поезда
производить после зарядки тормозной сети
давлением, указанным в табл. 3.2 или в п. 3.2.6
настоящей Инструкции. Время от начала
отпуска при опробовании до отправления на
затяжной спуск пассажирского поезда должно
составлять не менее 2 мин, грузового поезда
— не менее 4 мин.
9.1.9. Опробование
автотормозов в сплотках из локомотивов и
вагонов моторвагонного подвижного состава
производят осмотрщики вагонов вместе с
проводниками сплоток, а там, где нет
работника вагонного хозяйства, —
проводники сплоток. После полного
опробования тормозов машинисту ведущего
локомотива выдается справка формы ВУ-45.
На станции отправления, где не
предусмотрены должности осмотрщиков
вагонов, в сплотках резервных локомотивов,
находящихся в эксплуатации, опробование
автотормозов производят работники,
обученные выполнению операций по
опробованию автотормозов (перечень
должностей устанавливается начальником
железной дороги). На таких станциях полное
опробование автотормозов в сплотке
производится без вручения машинисту
ведущего локомотива справки формы ВУ-45, а
данные о количестве и серии локомотивов,
тормозном нажатии с учетом веса и тормозных
средств ведущего локомотива, дате, времени
полного опробования автотормозов,
плотности тормозной сети машинист ведущего
локомотива записывает на скоростемерной
ленте и в журнал формы ТУ-152, хранящийся на
этом локомотиве, и расписывается вместе с
помощником.
9.1.10. В
пассажирском поезде на станции производить
вначале опробование электропневматических
тормозов, а затем автоматических.
9.1.11. Проверка
действия тормозов одиночно следующего
локомотива производится на первой станции
отправления локомотивной бригадой, которая
обязана проверить действие
автоматического (без 5-минутной выдержки в
заторможенном состоянии) и
вспомогательного тормоза порядком,
установленным п. 3.2.3 настоящей Инструкции, а
на промежуточных станциях —
вспомогательного тормоза.
9.1.12. Ответственность
за правильное опробование тормозов в
поездах и достоверность данных справки
формы ВУ-45 или журнала формы ТУ-152 по кругу
своих обязанностей несут осмотрщик вагонов,
машинист, а там, где нет осмотрщика вагонов,
— работники, производившие опробование.
8. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЕЗДОВ ТОРМОЗАМИ | Оглавление | 9.2. Полное опробование тормозов |