IV.3.
Воздухоочиститель
Для
очистки воздуха, поступающего в дизель, в
машинном отделении тепловоза на стенках
кузова установлены два воздухоочистителя,
двухступенчатые, непрерывного действия,
характеризующиеся следующими параметрами:
эффективность очистки воздуха не менее 98,5 %,
аэродинамическое сопротивление 800 Па (80 мм
вод. ст.), разрежение перед
турбокомпрессором 1400 Па (140 мм вод. ст.),
размеры частиц, пропускаемых
воздухоочистителями, не превышают 1 мкм (наиболее
вредными, ускоряющими износ поршневых
колец и внутренних поверхностей втулок
цилиндров дизеля, являются частицы
размером 5—20 мкм). Воздух очищается в
секциях воздухоочистителей, состоящих из
набора сеток. Эффект пылеулавливания
увеличивается после промасливания кассет в
результате возрастания сцепления частиц
пыли с проволочками сеток. Набор сеток в
кассетах сетчатого типа образуют
извилистые каналы, по которым движется
очищаемый воздух. Вследствие большой
инерционности частиц пыли они летят
прямолинейно и, сталкиваясь с
промасленными проволочками, смачиваются
маслом и поглощаются масляной пленкой, т.е.
происходит процесс улавливания пыли.
Основной недостаток сетчатых кассет —
малая пылеемкость. Увеличение пылеемкости
достигается применением гофрированных
сеток и укладкой их так, чтобы размеры
отверстий сужались в направлении потока
очищаемого воздуха, а также периодическим
смачиванием кассет первой ступени в
масляной ванне корпуса.
Воздухоочиститель
(рис. 69) состоит из
корпуса 4, сваренного из уголков и
обшитого листовым металлом, нижняя часть
которого образует масляную ванну. На
стороне, обращенной к стенке кузова,
имеется проем забора воздуха снаружи. В
верхней части предусмотрен съемный лист 10
для демонтажа и монтажа колеса
воздухоочистителя. К
этому листу приварены кронштейн с ушком для
установки упора 11 и платик для крепления к
нему тремя болтами привода 13 колеса. На
торцовых стенках установлены жалюзи,
открываемые при переходе на забор воздуха
из машинного отделения при неблагоприятных
метеорологических условиях. Для исключения
работы дизеля с закрытыми жалюзи привод их
сконструирован так, что при закрытии жалюзи
забора воздуха снаружи тепловоза,
находящихся в проеме боковой стенки кузова,
открываются сблокированные с ними жалюзи
забора воздуха из машинного помещения. Для
заправки воздухоочистителя маслом на
торцовой стенке корпуса предусмотрена
заправочная горловина 8, закрываемая
колпачком с прокладкой. Уровень масла
контролируют по горизонтальным рискам
верхнего и нижнего уровней. В нижней части
корпуса установлен кран для слива отстоя и
съемный фланец 1 лючка для очистки
загрязнений корпуса воздухоочистителя. В
корпусе воздухоочистителя размещены две
ступени фильтрующих элементов. Первая
ступень — это четыре секторообразные
кассеты, набранные из проволочных сеток,
заключенные в металлические рамки,
помещенные в круглом сварном каркасе
колеса и закрепленные четырьмя болтами с
планками 12. На ободе колеса приварена
зубчатая лента, через которую передается
усилие на поворот колеса, вращающегося на
втулке 15. Для свободного поворота
колеса и регулировки положения его внутри
корпуса предусмотрены прокладки 16 и
болты 19, зашплинтованные проволокой.
Вторая
ступень состоит из двух неподвижных
сетчатых кассет. Была выпущена большая
партия тепловозов, оборудованных
неподвижными кассетами с
пенополиуретановыми элементами из
материала с объемной массой 38—40 кг/м3,
обработанного в растворе щелочи.
Преимущество кассет с пенополиуретановыми
элементами по сравнению с сетчатыми
заключается в том, что при запылении
пенополиуретана эффективность очистки не
уменьшается, а необходимость их промывки
вызывается увеличением аэродинамического
сопротивления [50—70 Па (5—7 мм вод.ст.) на 100 г
попавшей пыли]. Основной недостаток — малый
срок службы пенополиуретана. Неподвижные
кассеты крепят скобами 21 и прижимают
гайками-барашками 20. Для удобства
извлечения внутренней неподвижной кассеты
на торцовых стенках кассет приварены
зацепы.
Для поворота колеса воздухоочистителя используется пневматический привод (рис. 70), состоящий из корпуса 2, закрытого с двух сторон крышками 1 и 3, и поршня. Крышка 3 имеет направляющую для штока поршня. Поршень собран из диска 10, нажимной втулки 12, резиновой манжеты 11, закрепленных на штоке 8 гайкой 13. На конце штока укреплен упор 6, прижимаемый пружиной 7 к зубчатой ленте колеса. Положение штока от поворота вокруг своей оси фиксируется винтом 4. Воздух к приводу подводится со стороны крышки 1 от воздухопровода управления и обслуживания при включении тормозного компрессора и одновременным включением электропневматического вентиля управления воздухоочистителем. При этом цилиндр привода разобщается с атмосферой электропневматическим вентилем, сжатый воздух поступает в цилиндр и перемещает поршень, упор которого, упираясь в зубья колеса воздухоочистителя, поворачивает колесо на 70—80 мм по окружности. При отключении тормозного компрессора отключается и электропневматический вентиль управления воздухоочистителем, воздух из цилиндра привода через электропневматический вентиль уходит в атмосферу, пружина 9 возвращает поршень в исходное положение. При холостом ходе поршня колесо удерживается от проворачивания в обратном направлении упором, прижатым пружиной к зубчатому венцу колеса. При проворачивании колеса загрязненные кассеты сеток погружаются в масляную ванну, промываются в ней (покрываются свежей масляной пленкой) и поднимаются вверх.
Воздух
к турбокомпрессору дизеля проходит через
жалюзи воздухоочистителей в проеме стенки
кузова, попадает на подвижные сетчатые
кассеты, очищается от пыли и далее — через
неподвижные кассеты, где воздух
дополнительно очищается от пыли и частиц
масла, захваченных воздухом с подвижных
кассет. При заборе воздуха из машинного
отделения воздух очищается только в
неподвижных кассетах. Переход на забор
воздуха из машинного помещения и обратно на
забор воздуха снаружи тепловоза
осуществляется изнутри тепловоза ручным
приводом жалюзи, сблокированными вилками.
В
эксплуатации необходимо следить за уровнем
масла в корпусе воздухоочистителя.
Повышение уровня происходит в результате
попадания атмосферных осадков в
воздухоочиститель и вызывает повышенный
унос масла. К повышенному уносу масла
приводит также увеличение частоты вращения
колеса с кассетами более 2 об/ч.
Загрязнение
кассет воздухоочистителя дизеля приводит к
увеличению аэродинамического
сопротивления, что вызывает уменьшение
наддува дизеля, ухудшение процесса
сгорания топлива в цилиндрах и как
следствие, снижение мощности дизель-генератора.
IV.2. Глушитель | Оглавление | IV.4. Установка мотор-компрессора |