III.8.
Средства пожаротушения
На
тепловозе установлены средства
пожаротушения трех видов: углекислотные
огнетушители ОУ-5, огнетушитель ОХВП-10,
воздухопенная и газовая противопожарные
установки.
Противопожарная воздухопенная установка (рис. 65) предназначена для тушения пожаров на тепловозе или на соседнем с тепловозом объекте и состоит из резервуара 10 для огнегасящей жидкости, двух генераторов высокократной пены и трубопровода. Трубопровод имеет пневматическую и гидравлическую части. В исходном положении краны 1, 3, 13 должны быть закрыты, кран 12 открыт. После опробования системы или окончания тушения пожара сжатый воздух, заполнивший трубопровод, постепенно выйдет через отверстие дросселя 5. В целях предотвращения попадания пены в воздухопровод на трубах подвода воздуха к резервуару и отвода жидкости устанавливаются предохранительные кольца 15 и 16 из фольги толщиной 0,018 мм, подлежащие замене после каждого случая пользования системой. Для удобства пользования генераторами высокократной пены они соединены с гибкими резинотканевыми шлангами длиной 12 м, позволяющими использовать генератор, размещенный около шахты холодильной камеры, для тушения пожара на соседней секции и тушения обоими генераторами на соседних с тепловозом объектах.
Для
приведения установки в действие нужно
открыть один из пусковых кранов 1, взять
в руки генератор высокократной пены 2, направить
его на горящий объект и открыть кран 3. Время
работы установки одним генератором 3,5 мин,
двумя генераторами —1,5 мин при кратности
выхода пены 70—100. После ликвидации пожара
необходимо закрыть пусковые краны 1 и
краны 3 на генераторах высокократной
пены и уложить генераторы на свои места.
По
прибытии в депо остатки водного раствора
пенообразователя удаляют из
гидравлической части трубопровода
закрытием крана 12 и открытием кранов 1,
3 и 13. Воздух по трубам через рукава и
генераторы пены вытеснит всю жидкость из
трубопровода. Для полного слива
огнегасящей жидкости открывают вентиль 11
и резервуар промывают водой.
Резервуар
противопожарной установки объемом 260 л
установлен в районе холодильной камеры на
четырех опорах и заправляется через
отверстие для щупа водой до уровня метки на
щупе. Резервуар сварной конструкции,
фосфатированный внутри, сварен из обечайки
и двух днищ, обогревается в зимнее время
водой, проходящей по нагревателю,
изготовленному из нержавеющей трубы.
Жидкость из резервуара сливается по
сливному трубопроводу наружу тепловоза.
Для промывки резервуара имеется люк.
Раствор пенообразователя совершенно
безвреден и не оказывает никакого действия
на металл, одежду и кожу человека.
Генератор
высокократной пены (рис.
66) образует пену, по объему превосходящую
в 70—100 раз объем водного раствора
пенообразователя. При приведении в
действие противопожарной установки водный
раствор пенообразователя подходит к
генератору и пройдя ниппель 14 и кран 12,
попадает в полость, образованную
соединительной гайкой 9
и
корпусом распылителя 6, затем через
тангенциальные прорези проходит внутрь
вихревой камеры 7. В вихревой камере раствор
закручивается и выходит из соплового
отверстия в виде резко расширяющейся
распыленной струи. Распыленная струя
раствора проходит через коллектор 4 в
диффузор 3 корпуса генератора пены. При
этом она увлекает за собой воздух из
атмосферы. Поток воздуха и капли
мелкораспыленного раствора попадают на
кассету 2 (пакет сеток). Образование пены
происходит выдавливанием через ячейки
сетки мелких пузырьков, образующихся из
водного раствора пенообразователя, который
в смеси с воздухом в виде пленки покрывает
поверхность сетки. Насадок 1 придает форму и
направление струи выходящей пены. Пена
изолирует горящие предметы от окружающей
воздушной среды, содержащей кислород,
необходимый для поддержания процесса
горения, кроме того, отнимает тепло от
горящих предметов и этим снижает
интенсивность процесса горения.
Качество
пенообразования проверяют при давлении
воздуха 0,75 МПа (7,5 кгс/см2) по кратности
выхода пены. Для определения кратности пены
после приведения установки в действие и
появления устойчивой струи заполняется
какая-нибудь емкость. При этом следует
избегать направление струи в емкость.
Заполненная емкость закрывается крышкой и
после отстоя пены измеряют объем жидкости,
получившейся в результате отстоя пены.
Частное от деления объема пены па объем
жидкости будет кратностью пены, которая
должна быть 70 — 100. Сетки должны быть плотно
натянуты, чисты и их ячейки не должны быть
засорены. Затем проверяют состояние
центробежного распылителя и соосность его
соплового отверстия с диффузором корпуса
генератора. Если после этих проверок
кратность выхода пены окажется
неудовлетворительной, необходимо
проверить качество пенообразователя. В
качестве пенообразователя применяется
состав ОП-1 в количестве 0,016 м3 на 0,26 м3
воды, заправляемой в резервуар
пеногасительной установки.
Противопожарная
газовая установка предназначена
для тушения очагов пожара, возникающих в
аппаратных камерах и в шкафу выпрямительной
установки тепловоза. Газовая
противопожарная установка состоит из
следующих узлов:
огнетушителя
авиационного ОС-8МД, установленного
вертикально на поперечной стенке тепловоза
между аппаратными камерами и дизельным
помещением; трубопровода диаметром 14 мм с
распылителями, расположенными в аппаратных
камерах (правой, левой, центральной и шкафу
выпрямительной установки); тумблера ТВ-1-4,
предназначенного для приведения в действие
установки и расположенного в кабине
машиниста между пультом управления и
скоростемером.
Включается
газовая противопожарная установка
дистанционно через тумблер на пульте
управления или вручную поворотом вверх
пускового рычага головки затвора
огнетушителя.
Тушение
пожара происходит вытеснением воздуха из
аппаратных камер и шкафа выпрямительной
установки и заполнением их объема огнегасящим
составом «3, 5». Эффективность системы
снижается при открытых дверях аппаратных
камер и выпрямительной установки. При
пожаре в одной из камер или выпрямительном
шкафу необходимо привести в действие
противопожарную газовую установку
дистанционно или вручную. Перед пуском
системы остановить дизель-генератор и при
необходимости принять меры к остановке
поезда. При дистанционном пуске нужно
сорвать пломбу, открыть крышку на пульте
секции, где возник пожар, и включением
тумблера привести систему в действие. При
ручном пуске после срыва пломбы с рычага
головки затвора огнетушителя ОС-8МД
повернуть рычаг вверх.
После
пуска системы необходимо плотно закрыть
двери в дизельное помещение и кабину
машиниста и надеть противогаз. Продукты
распада используемого огнегасящего
состава «3, 5» являются токсичными и могут
вызвать отравление.
После
истечения огнегасящего состава (через 30 с)
нужно осмотреть очаг пожара и в случае
окончательной его ликвидации открыть окна
и двери для проветривания. Проветривание
производить до полного исчезновения запаха.
III.7. Песочная система | Оглавление | IV.1. Установка дизель-генератора |