VIII.2.
Особенности выполнения принципиальной и
монтажной схем
Принципиальная электрическая схема тепловоза условно разделена на несколько отдельных схем: управления, электропередачи, вспомогательных устройств, защиты и сигнализации, освещения. Полная схема приведена на отдельных рисунках 163, а, б, в, г. В отличие от ранее выпускавшихся тепловозов ТЭЗ и 2ТЭ10Л в электрической схеме тепловоза 2ТЭ116 применено большое количество бесконтактной аппаратуры, созданной на полупроводниковых и магнитных элементах. Их рациональное использование позволяет улучшить технико-экономические характеристики энергетической установки, увеличить быстродействие и точность при настройке внешней характеристики дизель-генератора, широко применить автоматизацию, а также улучшить условия труда локомотивных бригад. Работа электрооборудования и взаимодействие его элементов поясняются описательной частью, а также функциональными схемами. Описание электросхемы освещения ввиду ее принципиальной простоты не приводится.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
| Рис. 163, а, б, в, г. Электрическая схема тепловоза | |
Все
электрические цепи изображены в
разомкнутом состоянии, т. е, обесточенными,
в противном случае это особо оговаривается
текстом на электрической схеме. Условные
места связи схем различных систем отмечены
надписями с конкретным указанием места
присоединения. Разрывы цепей отдельных
листов электрической схемы обозначены
одноименными цифрами, помещенными в кружки.
Рейки
выводов в пультах и камерах, а также коробки
выводов имеют отличительные буквенные или
номерные обозначения. Вывод (зажим)
обозначается дробью, например 11/14 или Д/18,
числитель которой является номером рейки
или буквенным обозначением коробки, к
которой она принадлежит, а знаменатель —
номером зажима при отсчете слева направо
или сверху вниз. Рейки выводов пульта
управления имеют номера до 10, аппаратных
камер — свыше 10.
|
Обозначение
элементов электрической схемы
следующее: |
||
| Обозначение | Наименование | Тип |
| А1 | Выключатель | A63-M-25-1,3 Iн |
| А2, А9, А 11, АК | Выключатель | А63-МГ-10-10 Iн |
| А6 | Выключатель | А63-МГ-10-10 Iн |
| А3, А5, А4, АУ, А8 | Выключатель | А63-М- 12,5 — 1,3 Iн |
| А10, А7 | Выключатель | А63-М-5— 1,3 Iн |
| АВУ | Выключатель | АК63-ЗМГ-32— 12 Iн |
| А13 | Выключатель | АК63-2М-5— 5 Iн |
| А14 | Выключатель | АК63-2М-25— 5 Iн |
| 1АВ - 4 АВ | Выключатель | A3 134 ПУЗ— 120 А |
| 1АТ, 2АТ | Выключатель | A3 124 ПУЗ— 95 А |
| АБ | Аккумуляторная батарея | 48ТН-450 |
| АЗ | Амперметр заряда АБ | М-4200 |
| А | Килоамперметр | М-4200 |
| АП | Переключатель аварийный | П-330 |
| БВУ | Блокировка дверей выпрямительной установки | ВК-200Б |
| БС | Блок сопротивлений | |
| БУ | Блокировка крана машиниста | усл. № 367 |
| БУ6 | Блокировка крана машиниста шестого положения | МП-2101 |
| БУВ | Блок управления возбуждения | БА-520 |
| БС1 | Блок выпрямителей | БВК-220А |
| БС3 | Блок выпрямителей | БВК-320 |
| БС4 | Блок выпрямителей | БВК-250 |
| БДС | Блок диодов сравнения | БВ-1203 |
| БПД | Блок пуска дизеля | БПД-4 |
| БЗВ | Блок задания возбуждения | БА-430 |
| БСТ1 | Блок стабилизации | БВК-140 |
| ВРЗ | Выключатель реле заземления | ГВ-25А |
| ВУ | Выпрямительная установка | УВКТ-5 |
| ВОТ | Вентиль отпуска тормозов | ВВ-1315 или КП-53 |
| ВА | Вентиль аварийный | ВВ-1111 |
| ВВ |
Контактор возбуждения возбудителя | ТКПМ-111 |
| ВВП | Вентиль вызова помощника | ВВ-1315 |
| BШ1, ВШ2 | Контактор ослабления возбуждения |
ПКГ-566М |
| ВТ | Вентиль тифона | ВВ-1315 |
| ВБ | Выключатель аккумуляторной батареи | РП-24М |
| ВВК | Вентиль жалюзи номпилятора кузова | ВВ-1315 |
| ВП7 | Вентиль ускорителя пуска | ВВ-1111 |
| ВР | Вентиль разгрузочный | ВВ-1315 |
| ВВФ | Вентиль воздушного фильтра | ВВ-1415 |
| ВТН | Вентиль отключения ряда топливных насосов | ВВ-1111 |
| ВК | Электродвигатель вентилятора кузова | П21-М |
| ВВУ | Электродвигатель вентилятора обдува ВУ | 4АЖ-160-М602 |
| ВП1 — ВП4 | Вентили жалюзи MB | ВВ-1415 |
| ВП5, ВП6 | Вентиль боковых жалюзи | ВВ-1415 |
| Г | Генератор тяговый | ГС-501А |
|
ДОТ1, ДОТ2 |
Датчик отпуска тормозов |
КРД-2 |
| ДДР, ДТЦ | Датчик обрыва тормозной магистрали | усл.
№ 418 |
| Д1 | Контактор пусковой | ТКПД-114В |
| Д2 | Контактор пусковой |
КПВ-604 |
| ДЗБ | Диод зарядки батареи | |
| Д30, Д31 | Диод | ВЛ-200-6 |
| ДЗ-Д22 | Диод | КД-202Р |
| ДВ1, ДВ2 | Датчик температуры воды | ПП2 |
| ДМ1, ДМ2 | Датчик температуры масла | ПП2 |
| ДД1, ДД2 | Датчик давления масла | ЭДМУ-15 |
| ИД | Индуктивный датчик | ИД-32 |
| КА | Кнопка «Аварийный стоп» | КЕ-021 |
| КАВ | Контактор аварийного возбуждения | ТКПМ-111 |
| KB |
Контактор возбуждения тягового генератора | ТКПМ-114В |
| КОТ | Кнопка отпуска тормозов | КЕ-011 |
| КЗ |
Кнопка вызова помощника | КЕ-011 |
| КМ | Контроллер машиниста | КВ-1552 |
| КМР | Кнопка маневрового режима | КЕ-011 |
| К | Электродвигатель компрессора | 2П2К-02 |
| КДК | Контактор двигателя компрессора | КПВ-604 |
| КМН | Контактор электродвигателя маслопрокачивающего насоса | ТКПМ-121 |
| КН | Контактор нагрузки | ТКПМ-111 |
| КРН | Контактор регулятора напряжения | ТКПМ-121 |
| КТН | Контактор электродвигателя топливоподкачивающего насоса | ТКПМ-111 |
| КУДК | Контактор управления двигателем компрессора | ТКПМ-111 |
| К1-К4 | Контактор мотор-вентилятора | КМ-2334 |
| КПП | Кнопка подачи песка | КЕ-011 |
| КДМ | Контакт дифманометра | |
| 1КП1, 2КП2 | Вентиль песочницы | ВВ-1415 |
| 2КП1, 1КП2 | Вентиль песочницы | ВВ-1315 |
| КПЗ | Кнопка проверки земли | КЕ-011 |
| КРН2 | Контактор замещения КТН | ТКПМ-111 |
| ЛОТ, ЛРТ, ЛДМ. ЛУВ, ЛН1,
ЛН2, ЛО, ЛД2, ЛПС |
Лампа
сигнальная |
Ц-11 0-4 |
| МК | Электродвигатель калорифера | П11-М |
| МН | Электродвигатель маслопрокачивающего насоса |
П51-М |
| 1MB— 4MB | Мотор-вентилятор | МВ-11 |
| 1МТ, 2МТ | Электродвигатель вентилятора обдува ТЭД |
4АЖ-225-М602 |
| MP1 — МР6 | Электромагнит регулятора дизеля | ЭТ-52Б |
| ОМ1 — ОМ6 | Отключатели ТЭД | ТВ 1-2 |
| ОВ — 2В | Терморегулятор | Т35-01-03 |
| ОМ — 2М | Терморегулятор | Т35-01-03 |
| ОМН1 |
Тумблер «Масляный насос» | ТВ 1-2 |
| ПН | Педаль песочницы | КН-2А или ВП-1 |
| П1 — П6 | Контактор ТЭД | Контактор ТЭД |
| ПД1, ПД2 | Кнопки «Пуск дизеля» | КЕ-011 |
| ПРЗ | Предохранитель 430 А | ПР-2 |
| ПР4, ПР5 | Предохранитель 125 А | ПП-4010 |
| ПР | Реверсор | ППК-8064М |
| ПР1 | Предохранитель 160 А | ПП-5011 |
| ПУ |
Переключатель указателя повреждения | П2Т-1 |
| РВ2 | Реле времени | РЭВ-813 (Зс) |
| РВЗ | Реле времени | РЭВ-812 (0,8с) |
| РВ4 |
Реле времени | РЭВ-812 (1,5с) |
| РДВ | Реле давления воздуха | РД-1-ОМ5-02 |
| РДМ1 | Реле давления масла | Входит в 4-7РС2 |
| РУ1 — РУЗ, РУ5, РУ6.РУ8—РУ12, РУН, РУ17, РУ18 РУ22, Р1—РЗ | Реле
управления |
ТРПУ-1 |
| РУ16 | Реле
управления |
Р45Л-31 |
| РВИ | Розетка внешнего источника | ШР55ПК6НШ6 |
| РДК | Реле давления воздуха питательной магистрали | РД-1-ОМ5-02 |
| РДМ4 | Реле давления масла | Д-250Б |
| РЗН | Реле защиты от заброса напряжения | Р45ГЗ-11 |
| РН | Регулятор напряжения | РНТ-6 |
| РПБ | Розетка параллельности батареи | |
| РУВ | Реле уровня воды | ДРУ-1 |
| R26, R27 | Резистор | МЛТ-1, 100 Ом |
| РМ1 | Реле наибольшего тока | ТРПУ-1, Uн = 24В |
| PM2 | Реле защиты выпрямительной установки | Р45Г5-11 |
| РВД | Розетка ввода в депо | ШР55ПК6НГ6 |
| РП1 — РПЗ | Реле перехода | РД-3010 |
| РБ1 — РБЗ | Блок боксования | ББ-320А |
| РЗ | Реле заземления | Р45Г2-12 |
| СГ | Стартер-генератор | 1СГ-У2 |
| СДК | Резистор включения КДК | ПС-50229; 47,6 Ом |
| СДЗ | Резистор включения Д2 | ПЭВ-25; 510 Ом |
| СЗБ | Резистор заряда батареи | ЛС-9233 |
| СРЗН | Резистор реле защиты РЗН | ПС-40103 |
| СУ | Резистор уравнительный | ПС-50240 |
| СРБ1- СРБ3 | Резистор регулировки чувствительности реле боксования в различных режимах | ПС-50125 |
| ССБ1 | Резистор снижения мощности при боксовании | ПС-2026 |
| СВ | Синхронный возбудитель | ВС-650В |
| СИД | Резистор индуктивного датчика | ПС-2013 |
| CAB, СПД | Резисторы в цепи возбуждения возбудителя в аварийном режиме и при пуске дизеля | ПС-50326 |
| 1СП — 8СП, 31СП — 34СП | Резисторы | ПЭВ-7,5, 820 Ом |
| СБ | Сирена сигнальная | СС-2 |
| 9СП — 13СП | Резисторы | ПЭВ-7,5, 820 Ом |
| СБВ, СБЗ | Резисторы БУВ и БЗВ | ПС-50324 |
|
СД2. СНП |
Резистор в цепи питания БУВ и резистор нулевой позиции | ПС-2053 |
| С В В, CAB | Резисторы в цепи возбуждения возбудителя в рабочем и аварийном режимах | ПС-50422 |
|
ССУ1 |
Панель резисторов селективного узла (потенциометр обратной связи) | ПС-50515 |
| ССТ, СГП | Резистор блока стабилизации и резистор гашения поля тягового генератора | ПС-50239 |
| СРЗ |
Резистор реле заземления РЗ | ПС-50229 |
| СТН | Резистор трансформатора напряжения ТПН |
ПС-50224 |
| СШ1
— СШЗ |
Резистор ослабления возбуждения ТЭД | ЛС-9110 |
| СШ4 — СШ6 | Резистор ослабления возбуждения ТЭД | ЛС-9120 |
| СРПH1 — СРПН3 | Резистор реле перехода РП | ПС-40601 |
| ССБ2, ССУ2 | Резистор снижения мощности при боксовании и резистор селективного узла (потенциометр сравнения уставок задания и сигналов обратной связи) | ПС-40602 |
| ТА | Тумблер «Реле автостопа» | ТВ 1-2 |
| ТВ1 | Тумблер «Термореле воды» | ТВ 1-2 |
| ТОБ | Тумблер «Ограничение боксования» | ТВ 1-2 |
| ТРВ1, ТРВ2, ТРМ | Термореле воды, масла | Т-35 |
| ТУП | Тумблер «Управление переходом» | ТВ 1-2 |
| ТР1 | Трансформатор распределительный | ТР-26 |
| ТР2 | Трансформатор распределительный | ТР-21 |
|
ТПН |
Трансформатор постоянного напряжения |
ТПН-4 |
| ТПТ2, ТПТЗ | Трансформатор постоянного тока | ТПТ-24 |
| ТПТ1, ТПТ4 |
Трансформатор постоянного тока | ТПТ-23 |
| ТК | Трансформатор коррекции | ТТ-30 |
| ТН | Электродвигатель топливоподкачивающего насоса | П21-М |
| ТНА | Тумблер «ТН аварийный» | ТВ 1-2 |
| ТН1, ТН2 | Тумблер «Топливный насос» | ТВ 1-2 |
| ТРК | Тумблер реле компрессора | ТВ1-2 |
| Т1 — Т4 | Тумблеры ручного управления мотор-вентиляторами MB | ТВ 1-2 |
| ТХ | Тумблер переключения режимов работы мотор-вентиляторов MB «Автоматическое — ручное» | ТВ1-4 |
| ТКС | Тумблер «Контроль сигнализации» | ТВ 1-4 |
| ТП1—2 | Тумблер «Повреждение 1 — 2 секции» | П2Т-23 |
| 1T, 2T | Межтепловозное соединение | 2СШ001, 6ТР, 226, 027 |
| УВ1, УВ2 | Указатель температуры воды | ТУЭ-8А |
| УМ1. УМ2 | Указатель температуры масла | ТУЭ-8А |
| УД1, УД2 | Указатель давления масла | ЭДМУ-15 |
| УТ | Тумблер «Управление тепловозом» | ТВ 1-2 |
| УП | Указатель повреждений | М-4200 со специальной шкалой |
| УВВ |
Управляемый выпрямитель возбуждения | БВК-1012 |
| Ш1 | Шунт 6000 А | ШС75-6000-0.5 |
| ШЗ | Шунт 200 А | ШС75-200-0.5 |
| Ш5 | Шунт 20 А | ШС75-20-0.5 |
| Ш6 | Шунт 5 А | ШС75-5-0.5 |
| ШЗБ | Шунт заряда батареи | ШС75-150-0,5 |
| ЭР1 | Розетка бытовая | РШ-Ц-2-0-1Р20 |
| ЭР2 | Розетка бытовая | РШ-Ц-2-0-1Р20 |
| 105 |
Блокировка валоповоротного механизма | ВПК-2117 |
| 1—6 | Электродвигатели тягоиые | ЭД118А |
| 103 | Резистор добавочный | Р-103 |
| V | Киловольтметр | М-4200 |
| VW | Вольтомметр | М- 151 |
Обозначение
штепсельных или розеточных контактов
аналогично зажимным, однако вместо дробной
черты используется тире. Например, 9—30 или
Р-25, где первая цифра или буква
обозначает номер или буквенный индекс
штепсельного разъема, а вторая - номер
контакта. В номера проводов
вспомогательных систем входит буквенное
обозначение принадлежности к системе: А —
автоматическая локомотивная сигнализация
и скоростемер; П пожарная сигнализация; Р радиостанция.
Монтаж
электрооборудования обеспечивает удобство
его обслуживания. При этом соблюдены
максимально возможные компактность, защита
от загрязнений и повреждений, а также
безопасность эксплуатации. Монтаж
выполнен по двухпроводной электрической
схеме, в которой плюс подается на элементы
различными устройствами, а минус на зажимы
элементов непосредственно с общих шин или
реек зажимов. Все случаи подачи минуса на
аппарат коммутирующими устройствами
указываются в описании. Для удобства
контроля параметров и проверки
электрических цепей отдельные участки
схемы, а также аппараты в блочном
исполнении выполнены со штепсельными
разъемами, что позволяет легко и быстро
производить замену аппаратов и разбирать
схему на отдельные участки.
| VIII.1. Структурная схема электропередачи | Оглавление | VIII.3. Электрическая передача |