Глава
VIII ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ
СХЕМА
VIII.
1. Структурная схема электропередачи
Тепловоз 2ТЭ116 выполнен с электропередачей на переменно-постоянном токе (рис. 162). Переменное шестифазное напряжение тягового генератора Г выпрямляется установкой ВУ и подается на шесть параллельно включенных тяговых электродвигателей, приводящих тепловоз в движение. К тяговому генератору электродвигатели подключаются с помощью шести электропневматических поездных контакторов П1—П6, которые позволяют разрывать цепи электродвигателей, чтобы предотвратить самопроизвольное движение тепловоза от остаточного магнетизма при работе генератора на холостом ходу, а также быстро отключить неисправный электродвигатель. Кроме того, тяговый генератор обеспечивает питание переменным током асинхронных электродвигателей вентиляторов охлаждения.
Рис. 162. Структурная схема электропередачи
Скорость
тепловоза и тяговое усилие регулируются
возбуждением тягового генератора и
изменением частоты вращения вала дизеля,
задаваемой позицией контроллера машиниста.
Для расширения диапазона скоростей
тепловоза, при которых используется полная
мощность дизеля, существуют две ступени
ослабления возбуждения тяговых электродвигателей:
на 60 и 37% (ОП-1 и ОП-2). Ослабление возбуждения
осуществляется подключением резисторов СШ1—СШ6
параллельно обмоткам возбуждения
тяговых двигателей с помощью групповых
контакторов ВШ/ и ВШ2. Переход на
ослабленное возбуждение и обратно
осуществляется автоматически с помощью
реле перехода РП1 и РГ12, включающих и
отключающих групповые контакторы ВШI
и ВШ2.
Направление движения тепловоза зависит
от изменения направления тока в обмотках
возбуждения тяговых электродвигателей
переключением контактов реверсора ПР.
В
качестве источника возбуждения тягового
генератора применен однофазный синхронный
генератор переменного тока СВ, напряжение
которого выпрямляется в управляемом
выпрямителе УВВ и подается на обмотку
возбуждения тягового генератора.
Выпрямленное напряжение регулируется в
управляемом выпрямительном мосте УВВ изменением
момента открытия управляемых вентилей (тиристоров),
установленных в двух плечах моста.
Регулированием
тока возбуждения тягового генератора
предусматривается поддержание постоянной
мощности в рабочем диапазоне внешней
характеристики, а также ограничение тока и
напряжения тягового генератора при
превышении максимально допустимых величин.
Осуществляется это совместной работой
объединенного регулятора дизеля,
тахометрического блока задания (БЗВ), узла
обратной связи но току и напряжению
выпрямителя ВУ генератора,
селективного узла СУ и блока управления
возбуждением БУВ.
Объединенный
регулятор дизеля поддерживает
установленную частоту вращения вала дизеля
и совместно с индуктивным датчиком ИД и
тахометрическим блоком БЗВ поддерживает
заданный по позициям контроллера уровень
мощности. Узел обратной связи по току и
напряжению выпрямителя генератора состоит
из трансформаторов постоянного тока ТПТ1—ТПТ4
и напряжения ТПН с выпрямительными
мостами на выходе.
Выходные
напряжения узла обратной связи подаются на
потенциометры ССУ1 селективного узла СУ.
На потенциометры СИД индуктивного
датчика ИД и ССУ2 селективного узла
напряжение подается от блока БЗВ. Напряжение
задания с потенциометров ССУ2 и СИД сравнивается
в селективном узле с напряжениями узла
обратной связи потенциометра ССУ1 и
подается в виде сигнала рассогласования в
блок управления возбуждением БУВ. Последний
формирует и подает управляющие импульсы на
тиристоры управляемого выпрямительного
моста УВВ, определяя момент и
продолжительность времени открытия моста,
а тем самым и ток в обмотке возбуждения
генератора.
Для
компенсации падения напряжения в цепи
обмотки возбуждения возбудителя при
возрастании тока возбуждения применена
схема подпитки возбудителя током узла
коррекции, состоящего из трансформатора ТК
и выпрямительного моста. При выходе из
строя системы автоматического
регулирования возбуждения в электрической
схеме предусмотрен аварийный режим, при
котором переключателем шунтируются
тиристоры управляемого моста УВВ и он
работает как обычный неуправляемый
выпрямительный мост.
Кроме
того, электрической схемой предусмотрены
для электрооборудования электропередачи
следующие защиты:
выпрямительной
установки ВУ от токов внешнего
короткого замыкания или перегруза в
тяговом режиме;
выпрямительной
установки ВУ от внутренних коротких
замыканий;
выпрямительной
установки и тяговых электродвигателей при
выходе из строя электродвигателей
вентиляторов;
комплексное
противобоксовочное устройство для защиты
тяговых электродвигателей при боксовании
колесных пар. Оно позволяет получить
жесткие динамические характеристики
генератора, т. е. неизменность его
напряжения при боксовании одной или
нескольких колесных пар, а также
своевременное обнаружение боксования и его
прекращение с наименьшими потерями силы
тяги тепловоза;
тяговых
электродвигателей от перегруза при выходе
из строя одного из них;
электрооборудования
при пробое силовой цепи на корпус.
VII.5. Электрические аппараты и устройства | Оглавление | VIII.2. Особенности выполнения принципиальной и монтажной схем |