10.1.1. При следовании с поездом или
одиночным локомотивом машинист и помощник
машиниста обязаны:
— при выезде со станции с поездом
проверить, нет ли в составе искрения или
каких-либо других признаков, угрожающих
безопасному следованию, а также не подаются
ли сигналы остановки поездной бригадой,
станционными работниками или работниками
других служб;
— обеспечить
режим работы компрессоров (или
паровоздушных насосов) в соответствии с п.
3.1.1 настоящей Инструкции и не допускать
падения давления в главных резервуарах
ниже установленной нормы;
— подготовить
тормоза к действию, а ручку крана машиниста
перевести в поездное положение, при котором
должно поддерживаться зарядное давление в
тормозной сети в соответствии с табл. 3.2 или
п. 3.2.6 настоящей Инструкции;
— при ведении
пассажирского поезда на
электропневматических тормозах иметь
включенный источник питания, напряжение в
электроцепи пассажирского поезда должно
соответствовать указанному в п. 3.2.9
настоящей Инструкции, а на пульте должна
гореть сигнальная лампа;
— убедиться в
надежной работе тормозов поезда, проверив
их действие в пути следования.
10.1.2. Проверку действия автотормозов
в пути следования производить снижением
давления в уравнительном резервуаре
грузового груженого поезда и одиночно
следующего локомотива на 0,7—0,8 кгс/см2,
в грузовых порожних, грузо-пассажирских и
пассажирских поездах — на величину 0,5—0,6
кгс/см2, установленную для
опробования тормозов. При этом
локомотивный автоматический тормоз в
грузовых поездах длиной более 100 осей
отпустить (кроме локомотивов,
оборудованных краном 4ВК).
При наличии в составе пассажирского
поезда более половины вагонов ВЛ-РИЦ с
тележками ТВЗ-ЦНИИ "М" и
воздухораспределителями КЕ проверку
действия автотормозов в пути следования
производить снижением давления в
уравнительном резервуаре на 0,7—0,8 кгс/см2.
При проведении проверки действия
тормозов применять вспомогательный и
электрический тормоза на локомотиве во
всех поездах запрещается.
После появления тормозного эффекта
и снижения скорости на 10 км/ч в грузовом
груженом, грузо-пассажирском, пассажирском
поезде и одиночном локомотиве и на 4—6 км/ч в
грузовом порожнем поезде произвести отпуск
тормозов. Указанные снижения скорости
должны происходить на расстоянии, не
превышающем установленного местными
инструкциями.
Отпуск тормозов после проверки в
пути следования производить только после
того, как машинист убедится в их нормальном
действии.
Если после первой ступени
торможения начальный эффект не будет
получен в пассажирском поезде в течение 10 с,
в грузовом порожнем поезде длиной до 400 осей
и грузо-пассажирском в течение 20 с, в
остальных грузовых поездах в течение 30 с,
немедленно произвести экстренное
торможение и принять все меры к остановке
поезда.
10.1.3. В
зависимости от результата проверки
действия автотормозов и на основании опыта
вождения поездов по участку машинист при
дальнейшем ведении поезда выбирает места
начала торможения и величину снижения
давления в магистрали так, чтобы не
допустить проезда сигнала с запрещающим
показанием, а сигнал уменьшения скорости и
место предупреждения проследовать с
установленной скоростью.
10.1.4. Места и
скорости движения поездов и одиночных
локомотивов, а также расстояния, на которых
должно происходить снижение скорости при
проверке действия тормозов в пути
следования, определяются комиссионно,
утверждаются начальником дороги и
указываются в местных инструкциях. Эти
расстояния обозначаются на перегонах
сигнальными знаками "Начало торможения"
и "Конец торможения" и определяются на
основании тяговых расчетов и опытных
поездок для каждого рода поезда при их
обеспечении исправно действующими
тормозами и единым наименьшим тормозным
нажатием на 100 тс веса поезда (состава),
утвержденными МПС.
10.1.5. Проверку
действия автотормозов в пути следования
поезда производить:
— после полного
или сокращенного опробования тормозов,
включения и выключения автотормозов у
отдельных вагонов или группы вагонов, при
переходе с электропневматических тормозов
на автоматические, если время следования на
электропневматических тормозах составляло
20 мин и более, а также в случаях,
предусмотренных п. 9.4.1 настоящей Инструкции;
— перед въездом
в тупиковые станции, а также перед станцией,
где предусмотрена остановка поезда по
расписанию, при наличии спуска к этой
станции крутизной 0,008 и более и
протяженностью не менее 3 км. В отдельных
случаях, исходя из местных условий и
обеспечения безопасности движения,
приказом начальника дороги может
приниматься и меньшая крутизна спуска.
Перед указанными станциями проверку
действия автотормозов производить с таким
расчетом, чтобы при въезде на станцию
автотормоза были полностью отпущены и
тормозная сеть заряжена до установленного
давления. Если тормоза по условиям ведения
поезда отпустить нельзя, то при движении
поезда в заторможенном состоянии машинисту
надо рассчитать свои действия так, чтобы
можно было остановить поезд после усиления
торможения в назначенном месте;
— на одиночно
следующем локомотиве после проверки его
автотормозов на первой станции отправления.
Если при следовании с поездом по
месту, установленному для проверки
действия автотормозов, машинист ведущего
локомотива не произведет проверку, то
машинист второго локомотива обязан
связаться с машинистом головного
локомотива по радиосвязи и подать сигнал
бдительности — требование произвести
проверку.
10.1.6. В случае необходимости проверки
действия автотормозов в неустановленных
местах разрешается выполнять ее, как
правило, на станционных путях или при
выезде со станции на первом перегоне,
имеющем площадку или спуск, с учетом
местных условий. В этих случаях действие
автотормозов допускается оценивать по
времени снижения скорости на 4—6 км/ч в
грузовом порожнем поезде и на 10 км/ч в
остальных грузовых поездах и одиночных
локомотивах. Это время устанавливается в
местной инструкции на основании опытных
поездок в соответствии с п. 10.1.4.
В случае выявления
неудовлетворительной работы автотормозов
при оценке их действия по времени снижения
скорости применить экстренное торможение и
принять все меры к остановке поезда.
10.1.7. В
пассажирских поездах сначала проверять
действие автоматического тормоза, а затем
электропневматического Для проверки
действия электропневматического тормоза в
пути следования выполнить ступень
торможения до получения давления в
тормозных цилиндрах локомотива 1,0—1,5 кгс/см2.
10.1.8. Проверку
действия электропневматических тормозов
обязательно производить после полного
опробования тормозов, смены локомотивов,
локомотивных бригад или кабины управления,
прицепки к поезду вагонов.
10.1.9. Перед
отправлением поезда с промежуточной
станции или перегона машинист обязан
проверить плотность тормозной сети
грузового поезда при II
положении ручки крана машиниста с отметкой
ее значения и места проверки на обратной
стороне справки формы ВУ-45. Если при
проверке плотности тормозной сети машинист
обнаружит ее изменение более чем на 20 % в
сторону увеличения или уменьшения от
указанного в справке формы ВУ-45 предыдущего
значения, произвести сокращенное
опробование автотормозов.
10.1.10. Машинист и
помощник машиниста обязаны наблюдать за
работой тормозов в поезде в течение всего
рейса.
В случае обнаружения искрения в
составе поезда при отпущенных тормозах
остановить поезд служебным торможением для
проверки состава поезда и устранения
неисправности, вызвавшей искрение.
При необходимости отпустить вручную
тормоз и выключить воздухораспределитель;
у пассажирского вагона убедиться в полном
выпуске воздуха из запасного резервуара (у
вагона с тормозом западноевропейского типа
дополнительно выпустить воздух из рабочей
камеры).
Для обнаружения ползунов (выбоин)
тщательно осмотреть поверхности катания
колес, при необходимости произвести
протяжку состава.
О выключении тормоза машинист
должен сделать соответствующую отметку в
справке формы ВУ-45.
10.1.11. При обнаружении в пути
следования у пассажирского или грузового
вагона [кроме моторного вагона
моторвагонного подвижного состава (МВПС)
или тендера с буксами с роликовыми
подшипниками] ползуна (выбоины) глубиной
более 1 мм, но не более 2 мм разрешается
довести такой вагон (тендер) без отцепки от
поезда до ближайшего пункта технического
обслуживания, имеющего средства для замены
колесных пар, со скоростью не свыше 100 км/ч в
пассажирском поезде и не свыше 70 км/ч в грузовом
поезде.
При глубине ползуна от 2 до 6 мм у
вагонов, кроме моторного вагона МВПС, и от 1
до 2 мм у локомотива и моторного вагона МВПС
допускается следование поезда до ближайшей
станции со скоростью 15 км/ч, а при глубине
ползуна соответственно свыше 6 до 12 мм и
свыше 2 до 4 мм — со скоростью 10 км/ч. На
ближайшей станции колесная пара должна
быть заменена. При глубине ползуна свыше 12
мм у вагона и тендера, свыше 4 мм у
локомотива и моторного вагона МВПС
разрешается следование со скоростью 10 км/ч
при условии вывешивания или исключения
возможности вращения колесной пары.
Локомотив при этом должен быть отцеплен от
поезда, тормозные цилиндры и тяговый
электродвигатель (группа двигателей)
поврежденной колесной пары должны быть
отключены.
Глубину ползуна измерять абсолютным шаблоном. При отсутствии шаблона допускается на остановках в пути следования глубину ползуна определять по его длине с использованием данных, указанных в табл. 10.1
Таблица 10.1 | |||
Глубина ползуна, мм |
Длина ползуна, мм, на колесах диаметром, мм | ||
1250 | 1050 | 950 | |
0,7 | 60 | 55 | 50 |
1,0 | 71 | 65 | 60 |
2,0 | 100 | 92 | 85 |
4,0 | 141 | 129 | 120 |
6,0 | 173 | 158 | 150 |
12,0 | 244 | 223 | 210 |
10.1.12. Если при следовании грузового
поезда его скорость без приведения
машинистом в действие тормозов не
снижается, но появились признаки
возможного разрыва тормозной магистрали (частые
включения компрессоров или быстрое
снижение давления в главных резервуарах
после выключения компрессоров при
неработающих песочницах и тифонах,
срабатывание сигнализатора разрыва
тормозной магистрали с датчиком № 418),
отключить тягу, перевести на 5—7 с ручку
крана машиниста в положение перекрывши без
питания и наблюдать за давлением тормозной
магистрали.
Если после этого произойдет быстрое
и непрерывное снижение давления в
тормозной магистрали или резкое замедление
движения поезда, не соответствующее
влиянию профиля пути, произвести служебное
торможение, после чего ручку крана
машиниста перевести в III
положение и остановить поезд без
применения вспомогательного тормоза
локомотива, выяснить и устранить причину.
В случае, когда не происходит
быстрое и непрерывное снижение давления
тормозной магистрали и резкое замедление
движения поезда, произвести служебное
торможение с разрядкой тормозной
магистрали на величину первой ступени,
затем отпустить автотормоза установленным
порядком, при этом включать тяговый режим
разрешается только после полного отпуска
автотормозов.
В случае повторного торможения
поезда из-за самопроизвольного
срабатывания автотормозов в составе
произвести торможение и отпуск
автотормозов установленным порядком,
заявить контрольную проверку автотормозов
в соответствии с п. 19.1.4 настоящей
Инструкции и довести поезд до станции, на
которой будет производиться эта проверка.
Без выявления и устранения причин
самопроизвольного срабатывания
автотормозов отправлять поезд с этой
станции для дальнейшего следования не
разрешается.
10.1.13. В случае
срабатывания ЭПК автостопа во всех поездах,
а также торможения пассажирского, почтово-багажного
и грузопассажирского поезда стоп-краном
или вследствие разъединения их тормозной
магистрали выполнить экстренное
торможение порядком, указанным в п. 10.1.21
настоящей Инструкции.
10.1.14. В случае
обнаружения отказа автотормозов в поезде
произвести экстренное торможение и принять
меры к остановке поезда. При безуспешности
попытки остановить поезд — подавать сигнал
общей тревоги и по поездной радиосвязи,
находящейся на локомотиве, дополнительно
сообщить дежурному впереди находящейся
станции или диспетчеру о случившемся, чтобы
они могли принять меры к свободному приему
поезда на станцию или пропуску поезда через
станцию. Кондуктор или проводник вагона,
услышав сигнал общей тревоги или увидев
сигналы остановки, подаваемые с пути,
обязан открыть кран экстренного торможения
и привести в действие ручной тормоз на
обслуживаемых вагонах. После остановки
поезда выяснить причину
неудовлетворительной работы тормозов. Если
устранить неисправность или восстановить
действие тормозов на месте невозможно, то
дальнейшее ведение поезда производить в
соответствии с ПТЭ и Инструкцией по
движению поездов и маневровой работе на
железных дорогах.
10.1.15. В случае
применения электрического торможения на
электровозах и тепловозах и контрпара на
паровозах локомотивный тормоз отпустить.
Не допускается одновременно применять
пневматическое и электрическое торможение
на электровозах и тепловозах в случаях, не
предусмотренных схемой локомотива, а также
контрпар на паровозах.
10.1.16. Если в пути
следования было применено экстренное
торможение поезда машинистом локомотива,
машинист обязан до приведения поезда в
движение выждать необходимое для полного
отпуска и зарядки автотормозов время,
указанное в пп. 10.2.1.5, 10.2.1.8, 10.3.13 настоящей
Инструкции. При наличии сигнализатора
отпуска в скоростных поездах отпуск
тормозов после экстренного торможения
машинист проверяет по контрольной лампе
сигнализатора отпуска, находящейся в
кабине. Поезд, оборудованный
сигнализатором отпуска, может быть
приведен в движение только после того, как
погаснет контрольная лампа.
Если экстренное торможение
произведено из вагона или произошло из-за
нарушения целостности тормозной
магистрали, то после выяснения причин
остановки, их устранения и получения
возможности отправления машинист
производит отпуск и зарядку автотормозов и
приводит поезд в движение. В пассажирском
поезде отпуск тормоза каждого вагона
обязаны проверить проводники и начальник (механик-бригадир)
поезда. В грузовом поезде проверка отпуска
тормозов по поезду не производится. Если
при выяснении причины остановки поезда
обнаружен открытый концевой кран на
хвостовом вагоне, необходимо закрыть кран,
сверить номер вагона с данными натурного
листа и справки формы ВУ-45.
После отправления поезда работники
локомотивной бригады должны из окон кабины
локомотива, а проводники пассажирских
вагонов из тамбуров наблюдать за движением
поезда; в случае обнаружения неотпуска
тормозов, искрения или других
неисправностей принять меры к их
устранению или, при необходимости, к
остановке поезда.
10.1.17. Запрещается
в рабочих кабинах локомотива во время
стоянок на станции, а также в пути
следования перекрывать разобщительный
кран или кран двойной тяги на питательной
магистрали и комбинированный или
разобщительный кран на тормозной
магистрали, за исключением случаев: при
использовании многократной тяги и
подталкивающего локомотива, включенного в
тормозную сеть поезда, когда на других
локомотивах , кроме головного, ручка крана
двойной тяги или комбинированного крана
переводится в положение двойной тяги; в
нерабочих кабинах при отсутствии
блокировочного устройства № 367; при
проверке плотности тормозной сети
пассажирских поездов; при ремонте крана
машиниста (на стоянке); при отпуске
автотормозов в короткосоставном
пассажирском поезде после экстренного
торможения в соответствии с п. 10.2.1.3.
10.1.18. При всех
видах служебных торможений
автоматическими тормозами давление в
уравнительном резервуаре снижать краном
машиниста от установленного зарядного
давления не менее чем на величину первой
ступени, установленную для всех
пассажирских и грузовых поездов пп. 10.2.1.1,
10.3.1 настоящей Инструкции. При ступенчатых
торможениях последующие ступени
торможения выполнять снижением давления в
уравнительном резервуаре в пределах от 0,3
до 1,0 кгс/см2 в зависимости от
необходимости. При движении поезда на
запланированную остановку торможение
начинать первой ступенью, после снижения
скорости на 25—50 % от начальной, при
необходимости, торможение усилить.
Наилучшая плавность торможения
поезда обеспечивается разрядкой тормозной
магистрали в начале служебного торможения
на величину первой ступени.
10.1.19. При
торможении со скорости 40 км/ч и менее в
поездах, имеющих в составе 50 % и более
вагонов, оборудованных композиционными
колодками или дисковыми тормозами, тормоза
надо приводить в действие несколько раньше,
чем при чугунных колодках.
10.1.20. При
выполнении полного служебного торможения в
один прием снижать давление в
уравнительном резервуаре на 1,5—1,7 кгс/см2.
Этот вид торможения применять в
исключительных случаях при необходимости
остановки поезда или снижения его скорости
на более коротком расстоянии, чем при
выполнении ступенчатого торможения.
10.1.21. Экстренное
торможение во всех поездах и на любом
профиле пути применять, только когда
требуется немедленная остановка поезда.
Выполняется оно краном машиниста, а в
случае необходимости и комбинированным
краном с ведущего или ведомых (при двойной
или многократной тяге) локомотивов, После перевода
ручки крана машиниста или комбинированного
крана в положение экстренного торможения
привести в действие песочницу и
вспомогательный тормоз локомотива и
выключить тягу, ручку крана машиниста или
комбинированного крана оставить в
положении экстренного торможения, а ручку
вспомогательного тормоза — в крайнем
тормозном положении до полной остановки.
10.1.22. Во
избежание резкого замедления движения
локомотива при применении крана
вспомогательного тормоза и возникновения
больших продольно-динамических реакций в
поезде на скоростях 50 км/ч и менее,
тормозить этим краном при ведении поезда
необходимо ступенями, за исключением
случая экстренной остановки.
При приведении в действие
вспомогательного тормоза пассажирских и
грузовых локомотивов (кроме маневровых)
избегать систематических эффективных
торможений с повышением давления в
тормозном цилиндре за один прием более чем
до 1,5 кгс/см2. Как правило, служебное
торможение вспомогательным тормозом с
давлением более 1,5 кгс/см2 в тормозных
цилиндрах локомотива при гребневых
тормозных колодках производить повторной
ступенью после выдержки давления в
цилиндрах до 1,5 кгс/см2 в течение 0,5—1,0
мин.
Использовать вспомогательный
тормоз для предотвращения боксования
локомотива запрещается.
10.1.23. Вспомогательный
тормоз локомотива в случае его применения
отпускать после отпуска автотормозов
состава.
10.1.24. Перед
торможением снижением давления в
уравнительном резервуаре более чем на 1 кгс/см2
при автоматических тормозах или с
давлением в тормозных цилиндрах
локомотивов более 2,5 кгс/см2 при
электропневматических тормозах
предварительно привести в действие
песочницу.
10.1.25. При
остановочных торможениях с применением
песка на локомотиве подачу песка
прекратить при достижении скорости 10 км/ч
перед остановкой. Если одиночно следующий
локомотив остановлен с применением песка
на участке с автоблокировкой или на станции,
оборудованной электрической
централизацией, то необходимо привести в
движение локомотив и съехать на чистые
рельсы.
10.1.26. При
подходе к станции, запрещающим сигналам и
сигналам уменьшения скорости необходимо
заблаговременно привести в действие
автотормоза и снизить скорость поезда так,
чтобы не допустить проезда установленного
места остановки на станции, запрещающего
сигнала, предельного столбика, а сигнал
уменьшения скорости и место предупреждения
проследовать со скоростью, установленной
для данного места, Скорость движения не
должна превышать 20 км/ч на расстоянии не
менее 400—500 м до запрещающего сигнала,
При подъезде к запрещающему сигналу
или предельному столбику полный отпуск
тормозов производить только после
остановки поезда.
10.1.27. Если после
отпуска автотормозов возникает
необходимость повторного торможения, этот
отпуск как в пассажирских, так и в грузовых
поездах производить заблаговременно при
такой скорости движения, чтобы обеспечить
необходимую зарядку тормозов к повторному
торможению.
10.1.28. Во
избежание разрыва поезда или возникновения
больших продольно-динамических реакций в
нем при трогании с места после остановки с
применением автотормозов разрешается
приводить локомотив в движение только
после отпуска всех автотормозов в поезде.
10.1.29. При
прицепке к составу двух и более действующих
локомотивов управляет тормозами в поезде
машинист первого локомотива.
10.1.30. Управление
автотормозами сплотки из недействующих
локомотивов и моторвагонного подвижного
состава производить порядком,
установленным настоящей Инструкцией для
соответствующего рода поезда с
локомотивной тягой.
10.1.31. Поезда с
локомотивами, оборудованными
электрическим тормозом, должны
эксплуатироваться с обязательным
использованием этого тормоза. Режимы
торможения и места применения
электрического тормоза устанавливаются в
местных инструкциях и режимных картах,
которые разрабатываются на основании
расчетов, результатов опытных поездок и с
учетом требований заводской инструкции по
эксплуатации данной серии локомотивов. При
этом тормозная сила не должна превышать
максимально допустимое значение по
условиям устойчивости подвижного состава в
колее, по его прочности и воздействию на
путь.
10.1.32. Для
обеспечения установленной МПС скорости
движения (20 км/ч) при подъезде к запрещающим
сигналам и сигналам остановки поезда
необходимо применять торможение
автоматическими тормозами, а в
пассажирских поездах —
электропневматическими в соответствии с пп.
10.1.26, 10.2.1, 10.2.2 настоящей Инструкции.
10.1.33. В грузо-пассажирском
поезде при отсутствии в его составе
грузовых вагонов обслуживание и управление
тормозами производится как в пассажирском
поезде.
9.6. Проверка действия тормозов одиночно следующего локомотива | Оглавление | 10.2. Управление тормозами в
пассажирских поездах |