VII.3.
Электродвигатели переменного тока
собственных нужд
На
тепловозе 2ТЭ116 для привода вентиляторов
охлаждения используют электродвигатели
переменного тока, питающиеся непосредственно
от тягового генератора. К ним относятся:
мотор-вентиляторы охлаждения холодильной
камеры (1МВ—4МВ), электродвигатели
вентиляторов охлаждения тяговых
электродвигателей передней и задней
тележек (1МТ—2МТ) и электродвигатель
вентилятора охлаждения выпрямительной
установки (ВВУ). Все электродвигатели
трехфазные, асинхронные с короткозамкнутым
ротором.
Специфические
условия работы электродвигателей
переменного тока на тепловозе,
изменяющиеся в широких пределах напряжение
питания и частота, частые пуски и большие
вибрационные нагрузки, большие перепады
температуры окружающего воздуха налагают
дополнительные требования к их конструкции.Электродвигатели
1МТ— 2МТ и ВВУ выполнены на базе
общепромышленной серии асинхронных
На
тепловозах 2ТЭ116 последних выпусков вместо
электродвигателей серий А2 и АОС2
устанавливают электродвигатели серии 4АЖ,
отличающиеся от них более низкой массой и
повышенной надежностью. Электродвигатели
серии 4АЖ разработаны специально для
железнодорожного транспорта на базе
электродвигателей серии 4А. Двигатели
рассчитаны на работу в переменном режиме в
диапазоне частот 35—100 Гц и напряжений 240—560
В с учетом вибраций и ударов, действующих
на тепловоз, длительного режима
эксплуатации и широкого диапазона
температур в различных климатических
условиях. Данные электродвигателей серий А2,
АОС2, 4АЖ приведены в приложении.
Мотор-вентилятор
(МВ) вертикального исполнения представляет
собой асинхронный двигатель с внешним
ротором, встроенный в ступицу осевого
вентилятора. Конструктивно выполнен
следующим образом (рис.
115). В ступице
основания закреплена шестью болтами втулка
7, на которую напрессован сердечник 9 статора
с обмоткой 8. Сердечник статора
удерживается на втулке шпонкой. В сжатом
положении железо сердечника между
нажимными шайбами фиксируется полукольцами.
Внутри втулки установлен вал ротора 6 на
двух подшипниках: верхний № 313 и нижний №
310. Верхний подшипник имеет лабиринтовые
крышки и закреплен на валу ротора гайкой,
нижний удерживается кольцом на торце вала.
Вентиляторное колесо с запрессованным в
его корпус сердечником ротора насаживается
сверху статора и крепится болтами к
верхнему торцу вала.
Мотор-вентилятор
установлен основанием 10 на опоре
выходных коллекторов холодильной камеры и
прикреплен к ней болтами. Наружный воздух,
засасываемый лопатками вентиляторного
колеса через боковые жалюзи, проходит через
секции холодильной камеры и выбрасывается
через выходной коллектор вентилятора
холодильной камеры. Моторвентилятор
охлаждается наружным воздухом, который
подается по трубам, прикрепленным фланцем к
опоре выходного коллектора. Затем через
отверстия в опоре и основании мотор-вентилятора
часть охлаждающего воздуха омывает
поверхности ротора и статора с обмоткой, а
часть его проходит через !2 отверстий
диаметром 30 мм в железе статора и
выбрасывается наружу через патрубки
вентиляторного колеса.
Сердечник
статора мотор-вентилятора набирают из
штампованных листов электротехнической
стали марки Э21 толщиной 0,5 мм. Листы
изолированы друг от друга лаком К47. Обмотка
статора трехфазная, двухслойная,
симметричная. Фазы соединены в «звезду».
Катушки обмотки из провода ПЭТВСД
диаметром 1,4 мм. Число витков в катушке пять.
Катушечная группа состоит из четырех
катушек. Выводы катушек между собой в
катушечные группы и с выводным кабелем
соединены пайкой сплавом МФ-3. Выводы
выполнены кабелем РКГМ с площадью сечения
16 мм2.
Сердечник
ротора набран из штампованных листов
электротехнической стали Э21 и имеет 56
пазов под обмотку, расположенных на
внутренней поверхности листов. Пазы ротора
залиты алюминиевым сплавом АКМ. Ротор после
запрессовки в корпус вентиляторного колеса
штифтуют четырьмя штифтами. Колесо
вентилятора вместе с ротором подвергается
динамической балансировке. Допустимый
небаланс не более 100 г/см.
Данные
мотор-вентилятора приведены в приложении.
VII.2. Тяговые электрические машины | Оглавление | VII.4. Электродвигатели постоянного тока собственных нужд |