VI.2.
Рама тележки
Рама
тележки предназначена для размещения
колесно-моторных блоков с рессорным
подвешиванием, тормозного исполнительного
оборудования, опорных устройств
надтележечного строения и механизма
передачи силы тяги на кузов тепловоза. При
эксплуатации рама тележки, кроме
статических нагрузок от веса кузова с
оборудованием, силы тяги (торможения) и
реакций от тяговых двигателей,
подвергается большим динамическим
вертикальным и горизонтальным нагрузкам.
Поэтому конструкция рамы тележки по
основным элементам должна иметь на
основании эксплуатации тележечных
локомотивов и принятой ВНИИЖТ методике
расчета коэффициент запаса прочности не
менее 2 и 1,2 по пределу текучести материала
при проверке ее на возможное соударение с
продольным ускорением до 3g.
На рис. 86 показана рама тележки сварной конструкции. Основу рамы образуют две боковины 7 и 14, жестко связанные поперечными балками 8, 10 и 12, переднее концевое крепление 6 и шкворневая балка 11. Боковина в поперечном сечении представляет собой замкнутый профиль коробчатого сечения, сварена из стальных листов толщиной: боковых 10 мм, верхнего 14 мм, нижнего 22 мм. Сверху на боковины установлены платики 15 опор, снизу приварены литые кронштейны 5 и сварно-штампованные 4 с трапециевидными пазами для крепления буксовых поводков и установки опор пружин. Для повышения усталостной прочности (снижение коэффициентов концентрации) к нижнему несущему листу боковины кронштейны приварены внахлестку фланцами, имеющими минимальную толщину и параболическую форму поперечных граней. Кроме того, после приварки кронштейнов зоны основания сварных швов подвергают механическому упрочнению с помощью наклепа. Внутри боковин установлены диафрагмы, приваренные к боковым листам, для увеличения жесткости сечения в местах примыкания поперечных балок междурамного крепления. Снаружи на боковые листы боковин приварены через подкладки корпуса 1 фрикционных гасителей колебаний, кронштейны 2 тормозных цилиндров и имеются сквозные овальные отверстия, усиленные полыми вставками 9, для прохода горизонтальных рычагов рычажной передачи тормоза.
Поперечные
балки 8, 10 и 12 междурамного крепления
сварной конструкции также замкнутой
коробчатой формы выполнены из стальных
листов толщиной 14 мм и жестко связывают
между собой боковины. Своими вертикальными
ребрами поперечные балки приварены к
внутренним боковым листам и специальным
выступам нижних листов боковин. Сверху
приварены проставочные листы 13, которые
связывают поперечные балки с верхними
листами боковин, образуя замкнутое сварное
междурамное крепление. К нижним листам
поперечных балок приварены литые
кронштейны 3 для опор электродвигателей.
На
средние балки междурамного крепления
сверху строго на продольной оси рамы
установлена и закреплена с помощью
электросварки продольная литая шкворневая
балка 11. Шкворневая балка имеет в средней
части массивное шкворневое гнездо и
развитые горизонтальные полки по концам
для повышения жесткости ее крепления, так
как через нее и шкворень передается сила
тяги на раму кузова. В шкворневом гнезде
монтируется подвижной в поперечном
направлении шкворневой узел тележки, а в
боковых стенках гнезда выполнены отверстия
для установки пружинных комплектов упругих
упоров шкворневого узла.
Переднее
концевое крепление 6 выполнено сварным
коробчатого сечения неотъемным, но
изогнутым в средней части для удобства
демонтажа фрикционного аппарата
автосцепки. Оно своими торцами с помощью
электросварки сопрягается с боковинами,
связывая их для придания жесткости
конечной части рамы тележки, и несет на себе
кронштейны тормозной рычажной передачи
тележки. Боковины, междурамные крепления,
концевые балки изготовляют отдельно,
подвергают термообработке (отжигу) для
снятия напряжений от сварки и затем их
сваривают. На собранную и сваренную из
основных узловраму устанавливают и
приваривают шкворневую балку 11 с
окончательной механической обработкой по
шкворневому узлу, корпуса 1 фрикционных
гасителей колебаний, кронштейны 2 тормозных
цилиндров и подвесок рычажной передачи
тормоза, платики 15 под установку опор
кузова. Затем производят ее механическую
обработку по кронштейнам 5 и 4 крепления
буксовых поводков и опор пружин с протяжкой
трапециевидных пазов и по платикам 15 под
установку опор кузова.
На
каждую окончательно готовую раму тележки
составляют паспорт, где отражается
качество металла, сварных швов и их
структура, монтажно-установочные размеры.
Основные сварные соединения подвергают
дефектоскопии (ультразвуковой,
рентгеновской). Сварочные дефекты (трещины,
непровары и включения с надрезом) не
допускаются как весьма опасные для
эксплуатации сварной конструкции рамы
тележки, которая связана с безопасностью
движения, работает в условиях высокой
динамической нагруженности и должна
обеспечивать надежную работу в течение
всего срока службы тепловоза.
VI.1. Конструктивные особенности тележки | Оглавление | VI.3. Колесные пары и буксы |