III.5. Система осушки
сжатого воздуха
Система
осушки сжатого воздуха предназначена для
предохранения элементов пневмосистем
тепловоза от попадания влаги и масла. Блок
осушки воздуха собран на отдельной раме, на
которой установлены два адсорбера,
пылеотделитель, два нормально открытых, два
нормально закрытых и два обратных клапана,
а также два электропневматических вентиля.
Блок осушки с аппаратурой и трубопроводами
крепится на крыше кузова рядом с
расширительным баком водяной системы.
Подогреватели воздуха, изготовленные из
труб 42x2,5 мм, расположены в глушителе и
обогреваются выпускными газами дизеля.
Концевой выключатель, которым совместно с
реле производится поочередное включение
адсорберов, установлен на правом
воздухоочистителе дизеля.
Адсорберы
наполнены адсорбентом (цеолитом NaA),
поглощающим влагу из сжатого воздуха,
пропускаемого через них. Поглощенная
адсорбентом влага периодически удаляется в
атмосферу во время пропускания через
адсорбер нагретого воздуха. Периодическое
пропускание сухого подогретого воздуха
через адсорберы с целью их регенерации
осуществляется автоматически с помощью
клапанов, управляемых
электропневматическими вентилями.
Система осушки включена в пневматическую систему тормоза за главными тормозными резервуарами. Для приведения в действие системы осушки необходимо открыть кран 88 (рис. 57) и закрыть кран 87 на трубопроводе, включить автоматический выключатель А6 «Холодильник» на обеих секциях и при работающем дизель-генераторе перевести штурвал контроллера машиниста на позицию выше первой. При работе системы осушки сжатый воздух из главных резервуаров через кран 88 поступает к клапанам 8 и 9. В зависимости от того, какой открыт клапан 8 или 9, воздух поступает в левый 4 или правый адсорбер 12.
Рис.
57. Принципиальная
схема
осушки сжатого воздуха:
1 — пылеотделитель; 2, 15 — обратные клапаны; 3, 14 — подогреватели; 4, 12 — адсорберы; 5 — блок автоматики; 6, 11 — электропневматические вентили; 7, 8, 9, 10 — клапаны; 13 — дроссель; 87, 88 — разобщительные краны (номера кранов соответствуют номерам на бирках, прикрепленных к ним); А — подвод воздуха от главных резервуаров; Б — отвод воздуха в питательную магистраль
Из
адсорбера осушенный воздух через обратный
клапан 2 или 15, пылеотделитель 1
поступает в питательную магистраль
трубопровода тормоза. Часть осушенного
воздуха поступает через дроссель 13 в подогреватели
3 и 14. Нагретый в подогревателях
воздух проходит через правый 12 или
левый 4 адсорбер, в зависимости от того,
какой открыт клапан, 7 или 10, поглощает
из адсорбента ранее задержанную влагу и
уносит ее в атмосферу. Адсорберы сообщаются
с главными резервуарами и атмосферой
поочередно с помощью клапанов 8 и 9, управляемых
электропневматическими вентилями 6 и 11.
При
замыкании электрической цепи катушки
электропневматического вентиля 6 подается
сжатый воздух под нормально открытый
клапан 8 и закрывает его. Одновременно
сжатый воздух от вентиля 6 открывает
нормально закрытый клапан 7. Аналогично при
замыкании электрической цепи катушки
электропневматического вентиля 11 закрывается
клапан 9 и открывается клапан 10. В то
время как один адсорбер сушит сжатый воздух,
в другом регенерируется адсорбент
пропусканием через него осушенного
нагретого воздуха и через клапан 7 или 10
влага удаляется в атмосферу.
На
нулевой и первой позициях штурвала
контроллера машиниста оба адсорбера
работают в режиме осушки, так как
электрические цепи питания катушек
электропневматических вентилей разомкнуты
контактами реле РУ8.
Адсорбер
состоит из корпуса, внутри которого
установлен стакан. Вокруг стакана уложена
теплоизоляция, а внутри стакан заполнен
адсорбентом. Со стороны крышки верхний диск
стакана прижимается пружиной.
Пылеотделитель одинаков по своим размерам
с адсорбером. Осушенный воздух подводится к
пылеотделителю со стороны цилиндрической
поверхности. Пыль задерживается
фильтровальной тканью, которой обтянут
стакан пылеотделителя.
III.4. Тормозная система | Оглавление | III.6. Воздухопровод управления и обслуживания |