III.2. Масляная система
Дли подачи масла к трущимся поверхностям дизеля с целью смазывания и охлаждения (особенно охлаждения поршней) тепловоз оборудован циркуляционной системой смазывания (рис. 48). Все основные узлы и трубопроводы масляной системы, кроме фильтра тонкой очистки, трубопроводов к нему, заправочного и сливного трубопроводов, системы регулирования температуры масла, установлены на дизель-генераторе. В систему входят фильтр грубой очистки, два центробежных фильтра, охладитель масла, установленные на дизель-генераторе, и полнопоточный фильтр, расположенный в машинном отделении у правой стенки кузова. Внутренняя масляная система дизеля описана в разделе по дизелю. Для заправки масла в поддизельную раму, кроме горловины с правой стороны рамы дизель-генератора, имеется трубопровод, выведенный по обе стороны тепловоза с вентилями 6 и 20. Масло из поддизельной рамы сливается также на любую сторону тепловоза через вентили 19 или 7. Трубопроводы для заправки и слива масла вместе с вентилями имеют теплоизоляцию из войлока, обмотанного тафтяной лентой и проволокой с шагом обмотки 20—30 мм. Концы труб закрываются колпачками с прокладками внутри. На колпачках красной эмалью обозначена сливная труба буквой С, заправочная — 3. Для предотвращения утери колпачка он крепится к трубе цепочкой. Вентили установлены на железном сурике с подмоткой из пеньки.
Рис.
48. Схема масляной системы:
1 — грибки для приемников электрических термометров; 2 — бонки для датчиков — реле температуры; 3 — патрубок под ртутный термометр; 4 — полнопоточный фильтр; 5, 6, 7, 4, 12, 14, 19, 20 — вентиля; 9, 15 — пробки; 10 — грибки для приемников давления электрических манометров; 11 — дизель-генератор; 13, 16 — краны; 17 18, 21, 22 — штуцера для манометров
Трубопроводы
подвода и отвода смазки от полнопоточного
фильтра выполнены из труб размером 89x3 мм. От
трубопровода перед полнопоточным фильтром
отводится масло к бачку, расположенному у
правой
стенки кузова. На корпусе бачка имеется
карман 3 для ртутного термометра, грибки
1 для установки приемников
электрических дистанционных термометров и
бонки 2 для установки датчиков-реле
температуры. Один датчик-реле служит для
защиты дизель-генератора от перегрева
масла и при достижении предельной
температуры масла снимает нагрузку
дизельгенератора. Три других датчикареле
служат для управления холодильником
тепловоза. На трубопроводе перед
полнопоточным фильтром и после него
приварены штуцера 21 и 22 для
подсоединения манометров, измеряющих
перепад давления масла на полнопоточном
фильтре. Вентиль 5 служит для слива масла из
фильтра и трубопроводов в поддизельную
раму. Кран 8, установленный на дизеле,
предназначен для отбора масла на пробу.
Давление
масла на входе в дизель и перепад по фильтру
грубой очистки масла измеряется
манометрами, подсоединенными к штуцерам 17
и 18. Для контроля за давлением масла
на пультах управления обеих секций
установлены электрические дистанционные
манометры, приемники которых подсоединены
к грибкам 10.
Полнопоточный фильтр масла (рис. 49) предназначен для высокоэффективной очистки циркулирующего масла дизеля в процессе его работы. Испытания показали, что полнопоточный фильтр масла снижает износ втулок цилиндров, поршневых колец, вкладышей подшипников коленчатого вала на несколько десятков процентов по сравнению с серийными средствами очистки и, следовательно, обеспечивает повышение моторесурса дизеля. При этом из-за снижения содержания в масле нерастворимых примесей уменьшаются нагароотложения на поршнях и возрастает срок службы масла. Полнопоточный фильтр задерживает загрязнений в несколько раз больше, чем остальные средства очистки масла. На тепловозе установлены два фильтра параллельно. В каждом фильтре по восемь фильтрующих элементов 7. Фильтр крепится на восьми опорах на жесткой раме посредством шпилек 20 с гайками и шайбами. Опорная поверхность рамы должна иметь неплоскостность не более 0,4 мм. Скобы 12 служат для удобства подъема фильтра. Корпус фильтра служит для размещения фильтрующих элементов, организации потока масла при подводе его к элементам и предохранения от чрезмерного перепада давления в период пуска холодного дизель-генератора и при засорении фильтрующих элементов. Основной деталью фильтрующего элемента 7 является штора, изготовляемая из специальных листовых фильтрующих материалов. Заготовка фильтрующей шторы, например сменного фильтроэлемента «Нарва-6», имеет складки в двух перпендикулярных направлениях поперек и вдоль образующей, что обеспечивает размещение в элементе диаметром 150 мм и высотой 365 мм фильтрующей поверхности (2,4—4,1) м2 в зависимости от толщины применяемого фильтрующего материала. Фильтрующие элементы выдерживают перепад давления 0,25 МПа (2,5 кгс/см2).
Рис.
49. Полнопоточный фильтр масла:
1 — основание; 2, 5, 18 — фланцы; 3 — стакан; 4, 9, 10, 11, 32 — уплотнительные кольца; 6 — пробка; 7 — фильтрующий элемент; 8 — опора; 12 — скоба; 13 — труба; 14 — ушко; 15 — штуцер; 16 — гайка; 17, 20 — шпильки; 19, 21 — заглушки; 22 — корпус клапана; 23 — клапан; 24 — корпус фильтра; 25, 35—стопорные кольца; 26 — втулка; 27 — болт; 28 — прокладка; 29, 31, 34 — шайбы; 30, 33 — пружины
Центральная
стальная перфорированная труба служит
опорой для фильтрующей шторы и
обеспечивает отвод очищенного масла из
фильтрующего элемента, а также
воспринимает усилия, возникающие
вследствие перепада давления на
фильтрующей шторе. Труба изготовлена из
листовой стали толщиной 0,7 мм. Торцовые
стальные крышки скрепляют между собой
детали фильтрующего элемента. Крышки
приклеены к шторе и центральной трубе
эпоксидным клеем. Наружная картонная
обечайка имеет перфорацию по всей
поверхности, через которую нефильтрованное
масло подходит к фильтрующей поверхности
шторы. Основное значение обечайки —
предохранение фильтрующей шторы от
механических повреждений. Поток масла
направлен от периферии к центру.
Конструкция элемента неразборная.
Отработавшие элементы подлежат замене на
новые.
Основание
1 корпуса, отлитое из алюминиевого
сплава, служит для подвода смазки и отвода
от фильтрующих элементов очищенной смазки
через трубопроводы с фланцами 18 и 5.
Контроль наличия масла в фильтре перед
разборкой осуществляется через пробку 6, ввернутую
в бонку фланца 5. Заглушки 19, 21 обеспечивают
удобство промывки и очистки внутренних
полостей основания. Фланцы, пробка и
заглушки устанавливают с прокладками. К
основанию шпильками 17 с гайками и
шайбами крепятся четыре корпуса 24. Фланцы
корпусов и основание уплотняются
резиновыми кольцами 10. В отверстии
днища корпуса приварена втулка 26, на
которую наворачивается корпус клапана 22, а
во внутреннее резьбовое отверстие
вворачивается болт 27. Своей головкой
болт прижимает ушко 14 газоотводной
трубы к корпусу. Ушко с обеих сторон
уплотнено двумя прокладками. Болт имеет
внутреннее сверление и дросселирующее
отверстие диаметром 1 мм.
Нижние
фильтрующие элементы устанавливают на
стакан 3. Между нижним и верхним
фильтрующими элементами расположена
трехлепестковая опора 8. Фильтрующие
элементы поджимаются через шайбу 31 пружиной
30. Пружина упирается в шайбу 29, которая
стопорится на корпусе клапана кольцом 25. Фильтрующий
элемент обеспечивает непрерывную очистку
масла до перепада давления 0,16—0,18 МПа (1,6—1,8
кгс/см2). При замене фильтрующих
элементов необходимо обязательно
проверить, не остались ли на стаканах 3, опорах
8 и корпусах 22 старые резиновые
уплотнительные кольца от ранее стоявших
фильтрующих элементов и при обнаружении
надо снять их. Перед установкой новых
фильтрующих элементов необходимо удалить
торцовые этикетки, приклеенные
поливинилацетатной эмульсией, вынуть из
крышек уплотнительные кольца, срезать с них
имеющиеся обломки, смазать маслом и
установить конусной стороной к элементам
на стаканы 3, опоры 8 и корпуса 22.
Для
предохранения фильтрующих элементов от
чрезмерных давлений служит перепускной
клапан, состоящий из корпуса 22, клапана 23,
пружины 33, шайбы 34 и стопорного
кольца 35. При увеличении перепада
давления более 0,16—0,18 МПа (1,6—1,8 кгс/см2)
клапан 23, отжимается от седла корпуса, и
масло через два канала в корпусе попадает
из полости над клапаном в полость
очищенного масла. Состояние пружин
перепускных клапанов в нерабочем состоянии
дизель-генератора можно проверить нажатием
стержнем на клапан 23 при вывернутом
болте 27. Начало открытия клапана
происходит под усилием 200 Н (20+1 кгс). Перепад
давления следует измерять при номинальной
частоте вращения вала дизель-генератора и
температуре масла 343—348 К (70—75 °С).
III.1. Топливная система | Оглавление | III.3. Водная система |