VIII.4. Цепи управления

Пуск дизеля осуществляется с помощью стартер-генератора СГ, работающего во время пуска в режиме двигателя последовательного возбуждения с питанием от аккумуляторной батареи АБ.

Для подготовки цепей автоматического пуска дизеля необходимо включить на левой аппаратной камере разъединитель аккумуляторной батареи ВБ, а на правой аппаратной камере — автоматические вы­ключатели: А1 Возбудитель, А2 Топливный насос, A3 Дизель, А6 Управление холодильником (для контроля температуры воды и масла по показаниям приборов), а на пульте управления автоматический выключатель АУ Управление общее При этом получит питание контактор нагрузки КН по цепи: плюс аккумуляторной батареи, провод 950, разъединитель аккумуляторной батареи ВБ, провода 952, 958, 969, шунт зарядки батареи ШЗБ, провода 2655, 2656, катушка контактора КН и далее на минус по проводу 2657 на зажим 22/18. При этом электрическая схема и автоматические выключатели получа­ют питание от аккумуляторной батареи следующим образом (см. рис. 163, в). Плюсовые цепи: плюс аккумуляторной батареи, провода 950, 954, диод ДЗО, провод 956, замыкающий контакт КН, провода 2654, 1232 на сборный плюсовый зажим 24/1 и к автоматическим выключателям: - А1 Возбудитель, А2 Топливный насос, А4 Управление возбуждением, А5 Компрессор, А6 Управление холодильником, А7 Пожарная сигнализация, А8 Прожектор, А9 Бытовые приборы, A11 Вентилятор кузова, АК Калорифер, АУ Управление общее. Автоматические выключатели A3 Дизель, А10 Радиостанция, А13 Локомотивная сигналиация и А14 Освещение получают питание по другим цепям, что вызвано спецификой цепей, питаемых и контролируемых этими выключателями.

Включение автоматического выключателя A3 через предохранитель маслопрокачивающего насоса ПР5 (плавкая вставка 125А), исключает пуск дизеля при неисправном предохранителе ПР5.

Питание цепей управления по минусу осуществляется через сборные минусовые разъемы (ШР), 1М, 2М, ЗМ, на которые минус подается от сборного минусового зажима 2611, который в свою очередь соединен с минусом аккумуляторной батареи через разъединитель ВБ и минусом стартер-генератора СГ с проводом 955.

Ток и напряжение контролируются по показаниям приборов: амперметру зарядки аккумуляторной батареи A3 и вольтметру с кнопками проверки заземления в плюсовых и минусовых цепях управления и в аккумуляторной батарее, который одновременно контролирует напряжение источника питания цепей управления (аккумуляторной батареи и стартер-генератора).

Далее, при поднятом валоповоротном механизме дизеля, т. е. при замкнутой «Ш05» блокировке автоматический пуск дизеля осуществляется следующим образом: на кране машиниста нужно вставить и повернуть вниз до упора рукоятку блокировки крана машиниста БУ (усл. № 367), на пульте управления включить автоматический выключатель АУ, вставить рукоятку реверсивного механизма контроллера машиниста и установить ее в одно из рабочих положений «Вперед» или «Назад», а затем включить тумблер ТН1 «Топливный насос 1» (см. рис. 165, в). При этом от автоматического выключателя А3 Дизель получает питание катушки контактора топливоподкачивающего насоса КТН и контактора замещения КТН КРН2 по следующей цепи: плюс от выключателя A3 по проводам 1123 и 1745 через замкнутый контакт реле РУЗ, по проводу 1744 на катушку КРН2, а на катушку КТН по проводам 1749, 1724 через размыкающий контакт КРН и по проводам 1720 и 1710 и далее через тумблер ТН1 по проводам 1743, 1741,1740, 1739 на минус ШР 1М-7. Контактор КТН включается и подает плюс к электродвигателю топливоподкачивающего насоса ТН от выключателя А2, по проводу 1118, через замыкающий главный контакт КТН, провод 1217, электродвигатель ТН, минус от ШР 2М-12, 21 по проводам /275 и 1216. Топливоподкачивающий насос осуществляет прокачку топлива в системе дизеля.

Последующие операции пуска дизеля осуществляются автоматически, для этого достаточно кратковременно нажать кнопку ПД1 Пуск дизеля 1. После этого от автоматического выключателя АУ подается питание на контактор маслопрокачивающего насоса КМН и блок пуска дизеля БПД по следующей цепи: плюс от АУ по проводам 1684,1685, через замкнутую блокировку крана машиниста БУ, по проводам 1686, 1687 через замкнутый контакт реверсивного механизма контроллера машиниста В О — Н, по проводу 1696 через замкнутый на нулевой позиции контакт 4 контроллера машиниста, по проводу 1699, через замкнутый контакт кнопки ПД1 по проводам 1702, 1703, 1704 через уравнительный резистор СУ, по проводу 1706, через замкнутые размыкающие контакты реле РУ9 и РУ23, по проводам 1748, 1707 через замкнутый размыкающий контакт с выдержкой времени на размыкание блока пуска дизеля БЛД (6—8), по проводам 1708, 1229, 1228, 1227 через замкнутый контакт тумблера ОМН Отключатель масляного насоса, по проводам 1220,1221,1222 и на катушку контактора КМН. По параллельной цепи от провода 1748 через замкнутый замыкающий контакт КРН2 по проводам 1747, 1750, 1717 получает питание блок пуска дизеля БПД. Минус от штепсельного разъема ШР 2М-9 по проводам 1719, 1711 подается на катушку контактора КМН и по проводам 1719, 1718 на БПД (см. рис. 163).

Контактор КМН включается и собирает схему замещения питания цепей автоматического пуска дизеля. При этом от выключателя А3 пи­тание на КМН и БПД подается по следующей цепи: плюс от A3 по проводу 1148 через замкнутый замыкающий главный контакт КРН2, по проводам /752, 1170 через замкнутые размыкающие контакты реле РУ8 и РУ23, по проводу 1746 через замкнутый замыкающий контакт КМН, по проводу 1747 через замкнутый замыкающий контакт КРН2, по проводу 1707 через замкнутый замыкающий с выдержкой времени на размыкание контакт блока пуска дизеля БПД, по проводам 1708, 1229, 1228, 1227 через замкнутый контакт тумблера ОМН, по проводам 1220, 1221, 1222 на катушку КМН. На БПД питание подается от выключате­ля А3 по уже описанной цепи через замкнутый контакт КМН и далее по проводам 1750,1717 Минус на КМН и БПД подается по ранее описан­ной цепи от ШР 2М-9.

Контактор КМН замыкает свои главные замыкающие контакты в цепи электродвигателя .маслопрокачивающего насоса и электродвига­тель МН получает питание от аккумуляторной батареи по цепи: плюс аккумуляторной батареи, по проводу 950 через замкнутые контакты В Б по проводам 952, 958, 969 через шутШЗБ, по проводу 971 через резис­тор СЗБ, по проводу 979 через предохранитель ПР5, по проводу 980 че­рез замкнутые главные контакты КМН, по проводу 965 подается на электродвигатель МН и далее на минус к сборному минусовому зажиму 26/1. Маслопрокачивающий насос начинает прокачку масла в системе дизеля. Одновременно замыкается замыкающий контакт КМН в цепи питания блок-магнита МР6 объединеннрго регулятора дизеля (см. рис. 163, б).

С момента получения питания блоком БПД начинается отсчет времени на прокачку масляной системы дизеля перед пуском (выдержка времени равна 60 с). По истечении первой выдержки времени (Т=60 с) замыкаются контакты (45,9) БПД в цепи питания катушки пусково­го контактора Д1. Питание контактора Д1 осуществляется от выключателя А3 по цепи: плюс от А3 по проводу 1148 через замкнутый замыкающий контакт КРН2, по проводам 1152, 1170 через размыкающие контакты реле РУ8 и РУ23, по проводу 1746 через замкнутый замыкающий контакт КМН, по проводу 1747 через замкнутый замыкающий контакт КРН2, по проводу 1748 через замкнутые размыкающие контакты реле РУ23 и РУ9, по проводам 1706, 1127 через замкнутые замыкающие с выдержкой времени на замыкание контакты БПД (4 5,9), по проводам 1087—1128, 1009, 1008 на катушку пускового контактора Д1 (см. рис. 163, в).

Контактор Д1 включает аккумуляторные батареи обеих секций в параллель, тем самым увеличивая их общую емкость в период пуска дизеля.

Кроме того, контактор Д1 своим размыкающим контактом Д1 (провода 1085,1143) исключает включение контактора регулятора напряжения КРН, а значит, и независимой обмотки HI — Н2 стартер-генератора СГ до разъединения аккумуляторных батарей.

С целью обеспечения включения стартер-генератора СГ после включения аккумуляторных батарей обеих секций в параллель главным контактом контактора Д1 схемой предусмотрено включение контактора Д2 после включения контактора Д1 замыкающим контактом Д1 (про­вода 390, 1798). Для более четкого срабатывания контактора Д2 к его катушке подводится напряжение аккумуляторной батареи (номинальное напряжение катушки Д2 равно 48 В) через размыкающий контакт Д2 между проводами 1145 и 1141. После включения контактора Д2 рабочее напряжение на его катушку подводится через гасящий резистор СДЗ, включенный параллельно контакту Д2, через который первоначально включился контактор Д2.

Контактор Д2 получает питание по уже описанной цепи для контактора Д1 до размыкающего контакта реле РУ23, далее цепь разветвляется: через размыкающий контакт реле РУ23, ШР 26-21 по проводам 1705, 460, 390 через размыкающий контакт Д1, по проводам 1705, 460, 390 через замыкающий контакт Д1, по проводам 1798, 1799, 1130, 1131 через замкнутый контакт блокировки валоповоротного механизма дизеля «105», по проводам 1132, 1134,1144, 1145, 1135, через резистор СДЗ, по проводам 1137, 1141 и на катушку Д2. Минус на катушки контакторов Д1 и Д2 подается от ШР 2М-3 по проводам 1157, 1147, 1146, 1138 (см. рис. 163, в).

Параллельно катушке контактора Д2 включен электропневматический вентиль ускорителя пуска ВП7, который получает питание одновременно с контактором Д2 от зажима Д/8. Вентиль ВП7 открывает доступ сжатого воздуха к поршню ускорителя пуска дизеля. Перемещение поршня обеспечивает нагнетание масла в аккумулятор регулятора частоты вращения дизеля. При этом шток сервомотора регулятора, перепускной клапан которого перекрыт включенным ранее блок-магнитом МР6, перемещает рейки топливных насосов в положение наибольшей подачи топлива, ускоряя пуск дизеля.

Контактор Д2 своим главным контактом (провода 958, 961) подключает стартер-генератор СГ к аккумуляторной батарее, который с этого момента начинает работать в режиме электродвигателя последовательного возбуждения и обеспечивает прокрутку коленчатого вала дизеля.

Размыкающий контакт Д2 (провода 1357, 1085) исключает возможность включения контактора регулятора напряжения КРН до отключения последовательной обмотки С1С2 стартер-генератора СГ.

Одновременно через замыкающий контакт Д2 (провода 1041, 374) подается минус на обмотку возбуждения U2 U1 возбудителя СВ по следующей цепи: минус от ШР 2М— 13, 14 по проводам 640, 1043 и 374 через замыкающий контакт Д2 по проводу 1041 через резистор пуска дизеля СПД, по проводам 1049, 536, 539 через шунт Ш5 по проводам 352, 371 на зажим U2 возбудителя СВ (см. рис. 163, а).

Плюс на зажим U11 возбудителя СВ подается от выключателя А1 по проводам 535 и 372. В режиме прокрутки коленчатого вала дизеля стартер-генератором начинается прокрутка и якоря синхронного возбудителя, который связан с дизелем через редуктор (69 группа). При этом с вторичной обмотки С1С2 возбудителя СВ переменное напряжение подается на гнезда 15 (провода 366, 360, 377, 1040) и 12 (провода 376, 1051) штепсельного разъема БПД.

При отсутствии стоповых режимов коленчатый вал дизеля достигает частоты примерно 20 об/мин за время менее 3 с, при этом на выходе синхронного возбудителя наводится напряжение около 1,8—2 В, что для блока пуска дизеля является сигналом об отсутствии стопового режима. В случае отсутствия сигнала (1,8—2) В БПД отключает пусковой контактор Д1 и пуск дизеля прекращается.

При нормальном пусковом процессе и начале самостоятельной работы дизеля частота вращения вала резко увеличивается. При этом масляный насос дизеля повышает давление масла в системе, и при достижении его 0,06—0,08 МПа (0,6—0,8 кгс/см2) срабатывает реле РДМ4. Его контакты подают плюс на катушки пусковых реле РУ9 и РУ10 по цепи: выключатель A3, провод 1148, замкнутый замыкающий главный контакт КРН2, провода 1156, 1153, 1166, замкнутый замыкающий контакт РДМ4, провода 1167, 1168, 1169 на катушки реле РУ9 и РУ10 (см. рис. 163, в).

В момент достижения частоты вращения вала дизеля 250—280 об/мин (за время менее 12 с) переменное напряжение, поступающее с возбудителя Vсв=30¸34 В] на блок БПД, становится достаточным для открытия тиристора в цепи питания катушек реле РУ9 и РУ10 по минусу. Тиристор открывается и подключает катушки РУ9 и РУ10 к минусу ШР 2М-9. Реле РУ9 и РУ10 включаются, что свидетельствует о нормальном пусковом процессе.

Если проворот вала происходит не нормально и не произошло воспламенение горючей смеси в цилиндрах дизеля (попадание воды в топливо, заклинивание плунжерных пар, разрегулировка объединенного регулятора, выбит предельный выключатель, слабая аккумуляторная батарея и др.), переменное напряжение на выходе синхронного возбудителя не достигает величины, необходимой для открытия тиристора в минусовой цепи реле РУ9 и Р10, и блок пуска дизеля разбирает пусковые цепи через 12 с с момента начала проворота коленчатого вала дизеля стартер-генератором, пусковой процесс прекращается.

Реле РУ9 и РУ10 служат для автоматического прекращения пускового процесса и перевода дизель-генератора в режим холостого хода. Реле РУ9 после включения:

Реле РУ10 после включения:

Как уже было сказано выше, реле РУ9 включило реле РУ23, при этом реле РУ23:

Контактор Д1, отключаясь, производит следующие переключения: главным контактом Д1 (провода 952, 83) размыкает плюсовую цепь параллельно соединенных батарей обеих секций;

Контактор КМН, отключившись, размыкает свои главные контакты (провода 980, 965) в цепи электродвигателя маслопрокачивающего насоса МН и тем самым отключает его, а также разбирает цепь замещения питания БПД от выключателя A3. Кроме того, контактор КМН разрывает свой контакт КМН (провода 1152, 1162) в цепи питания тягового электромагнита МР6, что делает возможным его питание только при включенном реле РУ9 через его контакт (провода 1170, 1159). Блок пуска дизеля, отключившись, замыкает свой размыкающий с выдержкой времени на размыкание контакт БПД (1314) между проводами 1292 и 1293 в цепи контактора КРН и включает его.

Контактор КРН подает питание на независимую обмотку возбуждения HI Н2 стартер-генератора по цепи: плюс от выключателя A3 по проводу 1148 через замыкающий контакт КРН2, по проводам 1156, 949, 948 через размыкающий контакт РЗН, по проводу 1208 через замыкающий контакт КРН по проводам 1003 и 1001 на зажим HI независимой обмотки СГ, минус на независимую обмотку подается через регулятор напряжения РН от минусового разъема ШР ЗМ-6 (см. рис. 163, в).

Кроме того,  размыкающий  контакт КРН (провода  1724,   1720) отключает контактор КТН, а значит, и топливоподкачивающую помпу ТН. При дальнейшей работе дизеля необходимое давление топлива поддерживается механическим топливным насосом, встроенным в дизель. Стартер-генератор переходит в генераторный режим и совместно с регулятором напряжения обеспечивает питание цепей управления и подзарядку аккумуляторной   батареи  напряжением 110±3 В. Питание цепей управления при этом осуществляется через диод  Д31, а подзарядка аккумуляторной батареи через диод ДЗБ. 

На этом процесс пуска дизеля заканчивается. 

В процессе работы дизеля давление масла в его системе должно поддерживаться не ниже 0,12- 0,14 МПа (1,2—1,4 кгс/см2). В противном случае, реле давления масла РДМ1 замыкает свой контакт в цени, сигнальной лампы ЛДМ Давление масла над пультом  управления (панель сигнализации).

Для остановки дизеля необходимо перевести штурвал контроллера машиниста на нулевую позицию и отключить тумблер ТН1 Топливный насос 1. При этом обесточивается катушка контактора КРН2 и он отключается. Контактор КРН2 разорвет свой замыкающий контакт КРН2 (провода 1148, 1152, 1156), при этом отключается реле управления РУ9 и РУ10, контактор КРН, блок-магнит МР6, регулятор напряжения РН и независимая обмотка стартер-генератора СГ. Одновременно замыкается размыкающий контакт /СРЯ2 (провода 1151, 1223, 1807). Катушка реле РУ23 все это время будет получать питание независимо от реле РУ9 через свой замыкающий контакт РУ23 (провода 1745, 1163).

В результате этих переключений через размыкающий контакт КРН2 (провода 1151, 1223) и замыкающий контакт РУ23 (провода 1223, 1226) получит питание катушка контактора КМН. Контактор КМН включится и замкнет свои силовые контакты (провода 980, 983 и 965, 983) в цепи электродвигателя МЯ. Начнется прокачка масла в системе дизеля. Одновременно замкнется замыкающий контакт КМН (провода 1746, 1750) в цепи питания БПД. Блок БПД начнет работать точно так же, как и при пуске дизеля, т. е. начнется отсчет времени 60 с на прокачку масла в системе дизеля.

По истечении 60 с размыкаются контакты 7—10 блока БПД в цепи катушки реле РУ23. Реле РУ23 отключает блок пуска дизеля БПД и контактор КМН. Контактор КМН в свою очередь отключает электродвигатель маслопрокачивающего насоса и процесс прокачки масла в системе дизеля заканчивается. Схема приходит в исходное перед пуском дизеля состояние.

Работа электрической схемы на холостом ходу тепловоза. Частота вращения вала дизеля изменяется из-за увеличения или уменьшения затяжки всережимной пружины объединенного регулятора дизеля комбинационным переключением блок-магнитов МР1 МР4 (см. рис. 163, б). Переключение производится изменением позиций контроллера машиниста с 1-й по 15-ю при положении реверсивной рукоятки контроллера в одном из рабочих состояний «Вперед» или «Назад». Питание электромагнитов осуществляется от выключателя АУ Управление общее через контакты контроллера машиниста: 10 (провода 1637, 1638, 1639, 1640, 1503) на катушку МР1; 9 (провода 1625, 1626, 1627, 1628, 1500) на катушку МР2; 8 (провода 1643, 1644, 1645, 1646, 1506) на катушку МРЗ; 2 (провода 1647, 1648, 1649, 1650, 1507) на ка­тушку МР4. Минус на катушки блок-магнитов подается от ШР 2М-1.

Непосредственно контактами 5 контроллера включается также реле управления РУ8. На второй позиции контроллера при работающем дизеле размыкающие контакты реле РУ8 отключают вентиль отключе­ния топливных насосов ВТН и с этого момента работают все топливные насосы и цилиндры дизеля.

На холостом ходу дизеля возбуждение тягового генератора осуществляется включением выключателя А4 Управление возбуждением. При этом энергия, вырабатываемая тяговым генератором, используется для питания электродвигателей переменного тока собственных нужд на любой позиции контроллера машиниста, в том числе и на нулевой. Включение возбуждения возбудителя и тягового генератора осуществляют контакторы ВВ и KB, а питание на эти контакторы подается от выключателя А4 по цепи: провода 1307,1432,1435,1555, 1471, размыкающий контакт с выдержкой времени на замыкание РВЗ, размыкающие контакты П1 П6 (провода 1437, 669, 694—697, 898, 1438, 1442), размыкающие контакты реле РУ5 (провода 1311, 1328, 1327), размыкающие контакты реле заземления РЗ (провод 1341), размыкающие контакты реле РМ2 (провод 1343), замкнутые контакты дверных блокировок БД2БД8, замыкающий главный контакт КРН, (провода 1344—1347, 1340, 1336, 1339, 1342, 1358, 1361, 1368, 1364, 1365, 1362), замкнутые контакты блокировок выпрямительной установки БВУ (провода 1363, 1374, 1375, 1377, 1378) на катушки контакторов ВВ и КВ. По этой же цепи в момент боксования через замыкающие контакты реле боксования РБ2 и РБЗ (провода 1405, 1420, 1492, 1421, 1422, 1423) подается питание на катушку реле РУН и далее на минус панели реле управления (провода 1406, 1407) к ШР 2М-6.

Включившись, контактор ВВ своими главными контактами подает питание на обмотку возбуждения U1 — U2 синхронного возбудителя СВ по цепи: выключатель А1 (провода 535, 372), зажим UI, а с зажима U2 по цепи: (провода 371, 352), шунт Ш5 (провода 539, 536), резистор СВВ (провод 359), замкнутые в положении «Рабочее» контакты аварийного переключателя АП (провода 557, 355, 389, 574, 571), замкнутые главные контакты ВВ (провода 548, 520, 640) к ШР 2М-13, 14 (см. рис. 163, а).

Замыкающие вспомогательные контакты контактора KB (провода 430, 400) подают питание от выключателя батареи ВБ в блок управления возбуждением БУВ, а главные замыкающие контакты KB (провода 429, 431) подают напряжение возбудителя через предохранитель ПР1, аварийный переключатель АП и выпрямительный мост УВВ на обмотку возбуждения Ul U2 синхронного генератора Г, после чего в обмотках статора генератора 1С1 1СЗ и 2С1 2СЗ наводится переменное напряжение, используемое для питания асинхронных электродвигателей вентиляторов собственных нужд тепловоза. Тиристоры управляемого возбуждения УВВ в этот период полностью открыты сигналом управления БУВ.

Для перехода из режима холостого хода в тяговый режим необходимо включить: автоматические выключатели А5 Компрессор (см. рис. 163, в), А7 Пожарная сигнализация, А13 Локомотивная сигнали­зация, А10 Радиостанция, автоматические выключатели электродвигателя вентилятора выпрямительной установки АВУ, тяговых электродвигателей 1АТ, 2AT, мотор-вентиляторов холодильной камеры 1АВ 4АВ, а также тумблеры О/И/ — ОМ6 и ТУП. После этого необходимо установить рукоятку контроллера в положение «Вперед» или «Назад» (в соответствии с направлением движения), включить тумблер УТ «Управление тепловозом.)) и переводом штурвала контроллера с нулевой на 1-ю и последующие позиции привести тепловоз в движение. Начиная с 1-й позиции контроллера подается напряжение на одну из катушек В или Н электропневматических вентилей привода реверсора ПР по цепи: выключатель АУ (провода 1684, 1685), замкнутые контакты блокировки тормоза БУ (провода 1686, 1687) и реверсивного механизма контроллера (провод 1696), замкнутые контакты 1 и 3 контроллера (провода 1604, 1605, 1606, 1320), размыкающий контакт РУ1 (провода 1321, 2238, 2239, 1552, 1551, 1548), замкнутые контакты тумблера УТ (провод 1547) и замкнутые контакты реверсивного механизма контроллера; далее при движении «Вперед» (провода 1539, 1538, 1537, 1535, 1528) на катушку В или при движении «Назад» (провода 1542, 1541, 1540, 1536, 1529) на катушку Н электропневматических вентилей привода реверсора ПР и далее на. минус цепи управления (провода 1532,1527, 1525, 1622, 1809) к ШР 2М-4, после чего реверсор устанавливается в соответствующее положение.

Главные контакты реверсора ПР замыкаются и подготавливают цепи питания обмоток возбуждения С/ — С2 тяговых электродвигателей 1—6 (состояние контактов реверсора в схеме дано для направления «Вперед», для направления «Назад» их состояние меняется на противоположное, изменяя тем самым направление тока в обмотке возбуждения).

Вспомогательные контакты реверсора включают реле управления РУ22, продолжая ранее подготовленную цепь питания катушек вентилей привода реверсора по цепи: замыкающие вспомогательные контакты В или Н на зажим 2314 и далее по проводам 1524, 1444, 1445, 1446 через замкнутые контакты термореле масла ТРМ и воды ТРВ2, ТРВ1 (провода 1448, 1642, 1641, 2544, 2543, 1493), замкнутый контакт реле давления воздуха РДВ (провода 1483, 2542, 2541, 1480) на катушку реле РУ22 и далее на минус панели реле управления.

Реле РУ22 замыкает свой контакт РУ22 (провода 1491, размыкающий контакт РУ2), подает питание на реле времени РВЗ последующей цепи: от зажима 2314 по проводу 1475 через замкнутый вспомогательный контакт автоматического выключателя АВУ (провод 1476), через замкнутые вспомогательные контакты автоматических выключателей 1А Т, 2AT (провод 1491), замыкающий контакт РУ22, размыкающие контакты РУ2 и РУ8 (провода 1490, 1488, 1487, 2540) на катушку реле времени РВЗ и далее на минус к ШР ЗМ-3.

Реле РВЗ размыкающим с выдержкой времени на замыкание контактом (провода 1471, 1437) разрывает цепь питания катушек контакторов В В и KB, снимает возбуждение режима холостого хода генератотора. Другим замыкающим контактом с выдержкой времени на размыкание (провода 1555, 1557) включает поездные контакторы П1 — П6, замыкая цепь питания от выключателя А4 (провода 1307, 1432, 1435, 1555) через контакт РВЗ (провод /557), замыкающие контакты тумблеров ОM1 ОМ6 (провода 1564, 1563, 1562, 1561, 1560, 1559) к катушкам поездных контакторов П1 — П6 и на минус к ШР ЗМ-3.

Поездные контакторы включаются, соединяя главными контакта1­ми П1 — П6 силовые цепи тяговых электродвигателей и системы выпрямительная установка — тяговый генератор, при отсутствии возбуждения, а следовательно, и тока в силовой цепи.

Одновременно замыкающие вспомогательные контакты поездных контакторов П1—П6 включают реле РУ5 и блок диодов сравнения БДС для контроля боксования. При этом питание на РУ5 подается по цепи: выключатель А4 (провода 1307, 1432, 1435, 1555), замыкающие контакты РВЗ (провод 1557) и поездных контакторов П1 — П6 (провода 1392, 13851389, 1333, 1334, 1332), катушка РУ5, минус панели реле управления. Реле РУ5, включившись, вновь включает контакторы ВВ и KB, однако теперь их питание осуществляется не от выключателя А4, как в режиме холостого хода, а от выключателя А У Управление общее по цепям питания катушек привода реверсора и катушки реле времени РВЗ, описанным ранее. Далее, после размыкающего контакта РУ2 цепь питания разветвляется. По одной из них через замыкающий контакт реле РУ5 (провода 1311, 1328, 1327) подается питание от катушки контакторов ВВ и KB по цепи, аналогичной режиму холостого хода, через размыкающие контакты реле РЗ и РМ2, контакты дверных блокировок БД2—БД8, БВУ и размыкающий контакт КРН. По другой цепи замыкающий контакт РУ5 (провода 1484, 1485, 1486) и замыкающий контакт KB (провод 1483) шунтируют размыкающиеся на второй позиции контроллера контакты реле РУ8, обеспечивая питание реле времени РВЗ. Это позволяет включиться контакторам ВВ и KB только на первой позиции режима тяги и предотвращает включение нагрузки при увеличенных частотах вращения вала дизеля. По этой же причине не будет восстанавливаться нагрузка без сброса позиций контроллером. После устранения причины сброса нагрузки и установки штурвала контроллера на позицию не выше 1-й получат питание РВЗ, ВВ и КВ. Одновременно размыкающий контакт РУ5 (провода 1170, 1667) обесточивает катушку электропневматического вентиля ВТН (см. рис. 163, в), тем самым включая все топливные насосы и подготавливая дизель к нормальной работе под нагрузкой с 1-й позиции контроллера. О нормальной коммутации цепей управления возбуждением при переходе из холостого в тяговый режим сигнализирует лампа ЛН1 Сброс нагрузки 1 — на панели сигнализации в кабине машиниста. Она на мгновение загорается (при отключении контактора ВВ), а затем вновь гаснет. Если же лампа продолжает гореть на 1-й позиции контроллера, то это значит, что нет перехода из холостого в тяговый режим. В этом, случае питание на лампу ЛН1 подается размыкающими контактами реле РУ11 и РУ5 от выключателя АУ по ранее описанной цепи питания реле РУ22 и РВЗ до зажима 23/4, далее (провода 1524, 1443), размыкающими контактами РУ5 и РУН на лампу ЛН1.

Как и в режиме холостого хода, контакторы ВВ и KB своими замыкающими главными контактами подают питание на обмотки возбуждения возбудителя и тягового генератора. В статорных обмотках генератора наводится переменное напряжение, которое затем выпрямляется выпрямителем ВУ и подается через замкнутые контакты поездных контакторов П1 П6 и реверсора ПР на тяговые двигатели, приводящие тепловоз в движение.

При снятии нагрузки с генератора и отключении контакторов ВВ и KB поездные контакторы остаются включенными еще в течение 1,3— 1,5 с замыкающим с выдержкой времени на размыкание контактом РВЗ (провода 1555, 1557). Поэтому к моменту отключения поездных контакторов магнитное поле тягового генератора в значительной мере уменьшается, а поэтому облегчается гашение дуги поездными контакторами и, как следствие, уменьшается подгар их главных контактов.

Резистор R24 и диоды Д23, Д24, шунтирующие катушки контакторов возбуждения ВВ и KB, создают замкнутую цепь для тока самоиндукции при отключении катушек, чем предотвращаются перенапряжения в цепи при их отключении и подгар коммутирующих контактов аппаратов управления.

Маневровый режим работы тепловоза обеспечивается кнопкой маневрового режима КМР без набора позиций контроллером. При положении штурвала контроллера машиниста на нулевой позиции и включенном тумблере УТ кнопка маневрового режима (в нажатом состоянии) шунтирует 1 и 3 контакты контроллера, т. е. имитируется режим тяги.

VIII.3. Электрическая передача Оглавление VIII.5. Вспомогательные цепи и устройства
Hosted by uCoz