VI.8. Привод скоростемера

Привод скоростемера (рис. 103) предназначен для передачи вращательного движения от оси колесной пары к скоростемеру, установленному в кабине машиниста. Червячный редуктор 7 привода устанавливают на правой по ходу движения тепловоза буксовой крышке первой колесной пары и соединяют с осью стальным валиком 11. Хвостовик валика квадратного сечения вставлен по ходовой посадке во втулку, запрессованную в центровое отверстие оси, а другой конец валика соединяется с червяком редуктора и фиксируется кольцом 18 и штифтом 17.

Вращательное движение от червячного редуктора передается промежуточному редуктору 1 телескопическим валом 6 и далее к скоростемеру 5 через карданный вал 2 и валик 15 кронштейна 4 скоростемера. Валик 15 вращается на двух радиальных шариковых подшипниках. Для предотвращения вытекания смазки из подшипниковой камеры в верхней и нижней частях валик уплотняется войлочными кольцами 14. Сверху в подшипниковой камере просверлено заправочное отверстие, через которое подается смазка ЖРО для смазывания подшипников. Верхний конец валика опоры является посадочным местом приводного вала скоростемера. На нижний конец валика 15 насажена вилка 13, которая через сухарь 19 с перпендикулярно расположенными в нем валиками сочленяется с верхней вилкой кардана, образуя карданный шарнир. Трущиеся поверхности вилок и валиков шарнира смазываются также смазкой ЖРО, которая подается через радиальные и осевое отверстия валика 20, закрываемое пробкой 21. Таким же карданным шарниром соединены промежуточный редуктор 1 с карданным и телескопическим валами и червячный редуктор скоростемера с телескопическим валом.

Карданный вал 2 состоит из трубы, в которую с одной стороны до упора в торец вставляется вилка, а с другой — в уровень с торцом — направляющая втулка, в которую входит квадратный торец валика. Осевое перемещение валика в трубе должно быть свободным и составлять от номинального положения не менее ±30 мм. Для синхронного вращения ведущего вала и ведомого необходимо, чтобы при сборке привода, вилки карданного вала лежали в одной плоскости.

Телескопический вал 6 состоит из внутренней и наружной труб. Во внутреннюю трубу вставлены и прихвачены электрозаюгепками наконечник вилки и две втулки, служащие направляющими для квадратного конца валика наружной трубы. В наконечнике наружной трубы устанавливают уплотнительное кольцо, скользящее по наружной поверхности внутренней трубы во время движения тепловоза. Поверхности скольжения этого телескопа предохраняются от попадания пыли и влаги установкой резинового чехла 9. На шарнирные соединения вала надеты чехлы 8 и 10, сшитые из брезентовой парусины и армированные по краям проволокой. На наружной трубе для смазывания телескопа приварена бонка с резьбовым отверстием, закрываемым пробкой. Осевое перемещение половин вала по телескопу, необходимое при движении тепловоза с наибольшими вертикальными колебаниями в кривой радиусом 125 м, когда происходит наибольший разворот тележек относительно кузова, составляет от номинального положения ±100 мм. При сборке половин вала по телескопу также необходимо, чтобы вилки их лежали в одной плоскости.

Червячный редуктор (рис. 104) с передаточным числом 1 : 10,5 крепится к крышке буксы тремя болтами. В корпусе 13 редуктора вмонтирован червяк 23 на двух шарикоподшипниках 15. Расточки в корпусе под подшипники червяка закрываются крышками 21 и 16. В крышке выходного вала установлено уплотнительное кольцо 17, которое должно плотно прилегать к валу червяка по всей окружности. Вал червячного колеса устанавливают в корпусе на двух шарикоподшипниках одной размерности с валом червяка. Червячное колесо 10 насажено на вал 8 со шпонкой 9. На выходной конец вала червячного колеса насажена совместно с отбойным кольцом вилка /, которая крепится на валу штифтом 2. После постановки штифта кромки отверстия раскернивают с обеих сторон. Прокладками 22, 18 и 5, размещаемыми под подшипниковые крышки, обеспечивается осевой люфт червячного вала в пределах 0,05—0,15 мм и осевой люфт верхнего подшипника на валу червячного колеса не более 0,1 мм. Положение червячного колеса относительно оси червяка регулируется постановкой прокладок 6 между подшипниковым гнездом 7 и фланцем корпуса. Боковой зазор зубчатого зацепления находится в пределах 0,15—0,48 мм.

Полость корпуса редуктора и шарикоподшипники заполняют смазкой ЖРО. Добавляют смазку через отверстия, закрытые пробками 11 и 14. Для периодического осмотра состояния червячного колеса на корпусе предусмотрен лючок, закрытый крышкой.

Редуктор промежуточный (рис. 105) с передаточным числом 1 : 1 передает вращение от телескопического вала к карданному через пару конических прямозубых колес 5 с межосевым углом 135°, модулем 5 мм по наибольшему диаметру и числом зубьев 17. Конические зубчатые колеса выполняют неразъемными совместно с валами и устанавливают в корпус 9 редуктора через подшипниковые стаканы 8, в которых каждое зубчатое колесо, т.е. его вал, вращается на двух шарикоподшипниках 10, установленных на валу по напряженной посадке через дистанционную втулку 13 и закрепленных в осевом направлении втулкой 6, насаженной на вал с натягом 0,01—0,032 мм до упора во внутреннее кольцо наружного подшипника. Подшипниковые стаканы закрываются крышками 1 и 7. В крышках имеются уплотнительные кольца 2, пропитанные осевым маслом. В верхней крышке предусмотрена кольцевая канавка, в которую заходит отогнутый край защитной шайбы, предохраняющей уплотнительное кольцо от засорения.

Вилки 3 на хвостовики валов зубчатых колес насаживают в горячем состоянии: верхнюю —до упора в защитную шайбу, а нижнюю — во втулку 6 и дополнительно их крепят на валах штифтом 4. Отверстия под штифт сверлят и разворачивают в сборе и после постановки штифта кромки отверстий раскернивают с обеих сторон в двух местах.

Положение подшипников в осевом направлении регулируют установкой прокладок 14 между фланцами стаканов и крышек; при этом должен быть обеспечен зазор между упором крышки и торцом наружной обоймы наружного подшипника до 0,038 мм. Регулировка зубчатого зацепления производится установкой прокладок под фланцы подшипниковых стаканов. С этой целью на фланцах подшипниковых стаканов предусмотрены по два резьбовых отверстия М6 для удобства извлечения стаканов в сборе с зубчатыми колесами из корпуса редуктора.

Для осмотра зацепления зубча­тых колес, определения бокового зазора и смазки в корпусе имеется люк, закрытый крышкой 11, установленной на прокладке 12 и закрепленной тремя болтами, а также два резьбовых отверстия, закрытых пробками, через которые добавляется смазка в подшипниковые узлы при плановых видах ремонта. Полости редуктора заполняют смазкой ЖРО в количестве 0,25 кг.

С целью упрощения конструкции и повышения надежности рассмотренного механического привода скоростемера ведутся работы по созданию и применению на тепловозах электронных скоростемеров с электрической передачей от датчика скоростемера, установленного вместо червячного редуктора на крышке буксы и также приводимого от оси колесной пары.

VI.7. Рычажная передача тормоза тележки Оглавление VII.1. Расположение электрического оборудования на тепловозе
Hosted by uCoz