III.8. Средства пожаротушения

На тепловозе установлены средства пожаротушения трех видов: углекислотные огнетушители ОУ-5, огнетушитель ОХВП-10, воздухопенная и газовая противопожарные установки.

Противопожарная воздухопенная установка (рис. 65) предназначена для тушения пожаров на тепловозе или на соседнем с тепловозом объекте и состоит из резервуара 10 для огнегасящей жидкости, двух генераторов высокократной пены и трубопровода. Трубопровод имеет пневматическую и гидравлическую части. В исходном положении краны 1, 3, 13 должны быть закрыты, кран 12 открыт. После опробования системы или окончания тушения пожара сжатый воздух, заполнивший трубопровод, постепенно выйдет через отверстие дросселя 5. В целях предотвращения попадания пены в воздухопровод на трубах подвода воздуха к резервуару и отвода жидкости устанавливаются предохранительные кольца 15 и 16 из фольги толщиной 0,018 мм, подлежащие замене после каждого случая пользования системой. Для удобства пользования генераторами высокократной пены они соединены с гибкими резинотканевыми шлангами длиной 12 м, позволяющими использовать генератор, размещенный около шахты холодильной камеры, для тушения пожара на соседней секции и тушения обоими генераторами на соседних с тепловозом объектах.

Для приведения установки в действие нужно открыть один из пусковых кранов 1, взять в руки генератор высокократной пены 2, направить его на горящий объект и открыть кран 3. Время работы установки одним генератором 3,5 мин, двумя генераторами —1,5 мин при кратности выхода пены 70—100. После ликвидации пожара необходимо закрыть пусковые краны 1 и краны 3 на генераторах высокократной пены и уложить генераторы на свои места.

По прибытии в депо остатки водного раствора пенообразователя удаляют из гидравлической части трубопровода закрытием крана 12 и открытием кранов 1, 3 и 13. Воздух по трубам через рукава и генераторы пены вытеснит всю жидкость из трубопровода. Для полного слива огнегасящей жидкости открывают вентиль 11 и резервуар промывают водой.

Резервуар противопожарной установки объемом 260 л установлен в районе холодильной камеры на четырех опорах и заправляется через отверстие для щупа водой до уровня метки на щупе. Резервуар сварной конструкции, фосфатированный внутри, сварен из обечайки и двух днищ, обогревается в зимнее время водой, проходящей по нагревателю, изготовленному из нержавеющей трубы. Жидкость из резервуара сливается по сливному трубопроводу наружу тепловоза. Для промывки резервуара имеется люк. Раствор пенообразователя совершенно безвреден и не оказывает никакого действия на металл, одежду и кожу человека.

Генератор высокократной пены (рис. 66) образует пену, по объему превосходящую в 70—100 раз объем водного раствора пенообразова­теля. При приведении в действие противопожарной установки водный раствор пенообразователя подходит к генератору и пройдя ниппель 14 и кран 12, попадает в полость, образованную соединительной гайкой 9 и корпусом распылителя 6, затем через тангенциальные прорези проходит внутрь вихревой камеры 7. В вихревой камере раствор закручивается и выходит из соплового отверстия в виде резко расширяющейся распыленной струи. Распыленная струя раствора проходит через коллектор 4 в диффузор 3 корпуса генератора пены. При этом она увлекает за собой воздух из атмосферы. Поток воздуха и капли мелкораспыленного раствора попадают на кассету 2 (пакет сеток). Образование пены происходит выдавливанием через ячейки сетки мелких пузырьков, образующихся из водного раствора пенообразователя, который в смеси с воздухом в виде пленки покрывает поверхность сетки. Насадок 1 придает форму и направление струи выходящей пены. Пена изолирует горящие предметы от окружающей воздушной среды, содержащей кислород, необходимый для поддержания процесса горения, кроме того, отнимает тепло от горящих предметов и этим снижает интенсивность процесса горения.

Качество пенообразования проверяют при давлении воздуха 0,75 МПа (7,5 кгс/см2) по кратности выхода пены. Для определения кратности пены после приведения установки в действие и появления устойчивой струи заполняется какая-нибудь емкость. При этом следует избегать направление струи в емкость. Заполненная емкость закрывается крышкой и после отстоя пены измеряют объем жидкости, получившейся в результате отстоя пены. Частное от деления объема пены па объем жидкости будет кратностью пены, которая должна быть 70 — 100. Сетки должны быть плотно натянуты, чисты и их ячейки не должны быть засорены. Затем проверяют состояние центробежного распылителя и соосность его соплового отверстия с диффузором корпуса генератора. Если после этих проверок кратность выхода пены окажется неудовлетворительной, необходимо проверить качество пенообразователя. В качестве пенообразователя применяется состав ОП-1 в количестве 0,016 м3 на 0,26 м3 воды, заправляемой в резервуар пеногасительной установки.

Противопожарная газовая установка  предназначена для тушения очагов пожара, возникающих в аппаратных камерах и в шкафу выпрямительной установки тепловоза. Газовая противопожарная установка состоит из следующих узлов:

огнетушителя авиационного ОС-8МД, установленного вертикально на поперечной стенке тепловоза между аппаратными камерами и дизельным помещением; трубопровода диаметром 14 мм с распылителями, расположенными в аппаратных камерах (правой, левой, центральной и шкафу выпрямительной установки); тумблера ТВ-1-4, предназначенного для приведения в действие установки и расположенного в кабине машиниста между пультом управления и скоростемером.

Включается газовая противопожарная установка дистанционно через тумблер на пульте управления или вручную поворотом вверх пускового рычага головки затвора огнетушителя.

Тушение пожара происходит вытеснением воздуха из аппаратных камер и шкафа выпрямительной установки и заполнением их объема огнегасящим составом «3, 5». Эффективность системы снижается при открытых дверях аппаратных камер и выпрямительной установки. При пожаре в одной из камер или выпрямительном шкафу необходимо привести в действие противопожарную газовую установку дистанционно или вручную. Перед пуском системы остановить дизель-генератор и при необходимости принять меры к остановке поезда. При дистанционном пуске нужно сорвать пломбу, открыть крышку на пульте секции, где возник пожар, и включением тумблера привести систему в действие. При ручном пуске после срыва пломбы с рычага головки затвора огнетушителя ОС-8МД повернуть рычаг вверх.

После пуска системы необходимо плотно закрыть двери в дизельное помещение и кабину машиниста и надеть противогаз. Продукты распада используемого огнегасящего состава «3, 5» являются токсичными и могут вызвать отравление.

После истечения огнегасящего состава (через 30 с) нужно осмотреть очаг пожара и в случае окончательной его ликвидации открыть окна и двери для проветривания. Проветривание производить до полного исчезновения запаха.

III.7. Песочная система Оглавление IV.1. Установка дизель-генератора
Hosted by uCoz